Батранина С.Ю. Влияние физкультурных упражнений на эффективность формирования графических навыков дошкольников

Влияние физкультурных упражнений на эффективность формирования графических навыков дошкольников

The impact of physical exercises on the effectiveness of the formation of graphic skills

of preschoolers

Батранина Светлана Юрьевна

Batranina Svetlana Yurievna

инструктор МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшет

svetabatranina@mail.ru

Аннотация. В статье указаны формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками позволяющие успешно овладеть графикой письма, подготовить к обучению в начальной школе.

Annotation. The article indicates the forms of work on physical education that allow preschoolers to successfully master the graphics and prepare them for primary school.

Ключевые слова: графика письма, физическое упражнение, дошкольный возраст, координация движения, ритмичность, пространственное представление, ручная умелость.

Keywords: writing graphics, physical exercise, preschool age, movement coordination, rhythm, spatial representation, manual skill.

Бабаева Т. И. в своих трудах отметила, что овладение письмом — это длительный, трудоемкий процесс [1]. Ученые считают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно — напряженного, тревожного состояния ребенка в школе [3].

Освоение графики письма это сложная аналитическая и синтетическая деятельность. Ребёнок должен видеть связь с изображением, слышимым и произносимым звуком, владеть элементарными двигательными навыками [7]. Начиная с дошкольного возраста необходимо создать специальные условия для двигательного опыта ребёнка, развить моторику рук, «ручную умелость» для успешного овладения навыком письма [2]. Формируя физическое развитие дошкольника, включая в ежедневное использование физических упражнений, можно добиться хороших результатов.

Что объединяет физкультурные занятия и овладение графикой письма? Изучение графических знаков предполагает освоение положения знака и ориентация на листе бумаги, величина знака и его пространственное представление [6]. Необходимо дошкольнику дать почувствовать, что движения могут быть размеренными, иметь ритм и быть пластичными. Выполняя движения, он должен согласовывать работу мышц своего тела, координировать движения, ориентироваться в пространстве и ориентироваться относительно своего тела.

Ученые уверены в том, что для успешного овладения графикой письма необходимо развить двигательный и зрительный контроль дошкольника к началу обучения в школе [5]. В детском саду ребенок приобретает колоссальный двигательный опыт на занятиях по физической культуре, во время игр, выполняя различные физические и игровые упражнения, развивается и совершенствуется координация движений [4], особенно если движения ребенок совершает не просто с пустыми руками, а используя при этом предметы.

Упражнения с мячом, с палкой гимнастической, с гантелями, веревочкой, обручем развивает мышечную мускулатуру рук, координируют движения. Умение правильно держать мяч, оперировать с ним, прокатывать по уменьшенной площади опоры, отбивать двумя руками по очереди, выполнять точные броски в цель. Выполняя упражнения с палкой, дети учатся делать правильный хват, согласовывать работу рук, ног и всего тела, выполнять балансирование, вращение кисти «вертолет». Игровое упражнение «пробеги в обруч» требует от ребенка внимание, умение рассчитать траекторию своего движения и движения обруча. Координация дошкольника развивается в процессе подвижных игр с правилами, в эстафетах.

Ещё один из важных навыков – восприятие пространства, необходимо освоить дошкольнику. Различение направлений сверху, внизу, сзади, спереди, умение различать правую сторону, левую сторону по отношению к собственному телу очень сложная задача для дошкольника. На физкультурных занятиях дети упражняют и совершенствуют в умение быстро определять и менять направление тела по команде в строю (направо, налево, кругом). Изменение направлений движения в колоне по команде (свистку) в другую сторону, направо или налево, по диагонали, «змейкой», через середину зала во время ходьбы, или бега.

Дошкольникам приходится сталкиваться с измерительными действиями развивая глазомер на занятиях физкультуры, это и сохранение дистанции, бросок мяча о стену и ловля его после отскока, бросок мяча в паре, прыжки на скакалке и т.д. Положительно на ориентировку в пространстве влияют прыжки вокруг себя, под счет, с хлопками, со сменой направления. Отработка знаний в ориентировке, как своих частей тела, так и относительно самого себя посмотри вверх на потолок, посмотри вниз на обувь, обернись назад, что видишь впереди, слева, справа, подвижные игры «Укуси дракону хвост», «Ещё вейся, плетень…», «Космонавты». «Зеркальное» отражение ребенку воспроизвести сложнее [8], для этого существуют упражнения: повтори за мной, ходьба спиной вперёд, ходьба до ориентира с закрытыми глазами при помощи словесных указаний. Спортивные упражнения одновременно развивают все части тела ребенка и совершенствуют двигательные навыки.

Немало важным обучая письму школьников, является плавность движения руки и пальцев, необходимо развить чувство ритма, приучаясь к темпу письма [7]. Развитие чувства ритма достигается за счет выполнения ритмичных упражнений, упражнений под музыку, под счет.

Безусловно, отбивая мяч, выполняя ряд упражнений, ребёнок не научиться писать, но правильно организованные занятия, подобранные специальные упражнения помогут развить необходимые качества чувство ритма, совершенствуют координацию движений, укрепят мускулатуру и подготовят дошкольника к освоению графического навыка письма.

Библиографический список:

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. — М, 1993. С. 146.
  2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. // Логопед. – 2005. — № 3.
  3. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ Т.И. Гризик. — М. 2007.
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. — М.: ВАКО, 2005.
  5. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1979, с. 224.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада/ под ред. Ф.А. Сохина.- М. – 1981.
  7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение,1988 — с. 224.