Белокопытова М. Р. Использование игровых технологий при обучении технике волейбола

Использование игровых технологий при обучении технике волейбола

The use of gaming technology in the training of volleyball

Белокопытова Марина Робертовна

Belokopytova Marina Robertovna

учитель физической культуры МКОУ СОШ № 16 г. Бирюсинск

diana2907@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка сравнить влияние игровых технологий через подвижные игры на обучение технике волейбола, через опытно-педагогическое исследование, проходившее в школе № 16 с детьми 5А и 5 Б классов.

Annotation. The article attempts to compare the impact of gaming technologies through outdoor games on the training of volleyball techniques, through the experimental and pedagogical research held at school № 16 with children of the 5A and 5 b classes

Ключевые слова: игра, игровые технологии, обучение, волейбол, школа.

Keywords: game, game technology, training, volleyball, school.

В современном образовании игровые технологии приобретают исключительное значение в процессе обучения ребенка. Как доказали педагоги — психологи О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и многие другие ученые-методисты, игры обладают значительным развивающим потенциалом. Существует несколько качеств игры, наиболее способствующих развитию творческой самостоятельности детей в учебном процессе:

− игровые формы обучения развивают творческие способности детей, так как в игре ребенок чувствует себя раскованно и свободно;

− игра вызывает необходимость общаться c игроками команды, думать, принимать решения, нести ответственность за себя и за своих товарищей.

Действительно, проведение игры немыслимо без взаимного общения. Используя игру в учебно-воспитательном процессе, педагог меняет традиционную расстановку ролей и делает каждого обучающегося активным его участником – думающим, анализирующим, инициативным [1,2]     

Исходя из вышесказанного, были определены параметры исследования.

Объект исследования – урок физической культуры.

Предмет исследования – игровые задания с элементами волейбола.

Цель работы – обучение приемам и подаче учащихся 5 классов.

Гипотеза: Если на уроках с детьми 5 классов комплексно использовать игровые задания, то это положительно отразится на овладении базовыми техническими приемами.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме с целью ее теоретического обоснования.
  2. Определить уровень владения техникой волейбола.
  3. Подобрать комплексы игровых заданий при обучении приемам.
  4. Обосновать эффективность комплексного использования игровых заданий.

                            Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования позволил сделать такие выводы:

          − игры на уроках волейбола проводят строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого урока, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым учебным материалом;

− в соответствии с педагогическими задачами все игры в зале могут быть преимущественно направлены на освоение приемов, элементов волейбола; освоение простых приемов; подведение к игре волейбол; различных элементов техники подачи; повышение физической формы занимающихся;

− надо включать во все игры только те элементы техники приемов или упражнения, которые достаточно хорошо умеет занимающимися;

− при использовании игрового материала на уроках волейбола учитель должен: правильно определить место выбранной игры среди других упражнений; учитывать длительность игры; использовать игры, распределенные по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся; распределять играющих на команды, равные по силам; соблюдать объективное и беспристрастное судейство; обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом; четко и кратко объяснять правила игры; отмечать и оценивать успехи участников игры; проводить анализ игровой деятельности; привлекать занимающихся к анализу своих действий; поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся; при определении результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия. [3]

Опытно-педагогическое исследование проходило в школе № 16 с детьми 5 Б класса, занимающихся в классе 21 человек.

В начале исследования для определения уровня овладения техникой волейбола мною были использованы контрольные нормативы: подача мяча с 6 метров, приемы двумя руками сверху, снизу.

В таблице даны нормативы до испытания

Класс Количество человек, принявших участие в исследовании Подача с 6 метров. Прием двумя руками сверху над собой 10 раз Прием двумя руками снизу над собой 10 раз
1 5 А 15 чел. 2 чел. 3 чел. 2 чел.
2 5 Б 15 чел. 1 чел. 2 чел. 4 чел.

В процессе исследования для повышения уровня овладения техникой приема и подачи в 5 Б классе мною были использованы следующие игры: «Подай и попади», «Волейбольные салочки» «Мяч капитану», «Мяч в обруче», «Передача центровому».

Обучение в 5А велось обычным методом.

         По окончании испытания было проведено контрольное тестирование с использованием тех же упражнений, что и на начальном этапе. Обработав полученные данные, мы увидели положительную динамику. Учащиеся играя осваивали технику с интересом и добились лучших результатов.

В таблице даны нормативы после испытания

Класс Количество человек, принявших участие в исследовании Подача с 6 метров. Прием двумя руками сверху над собой 10 раз Прием двумя руками снизу над собой 10 раз
1 5 А 15 6 чел. 7 чел. 5 чел.
2 5 Б 15 11 чел. 11 чел. 9 чел.

На основании выше изложенного мною сделан вывод, что экспериментальный комплекс подвижных игр, используемый нами на уроках волейбола, оказал положительное влияние на овладение базовой техникой волейбола.

 

Библиографический список

  1. Жуков М. Н. Подвижные игры: учеб. для пед. вузов / М. Н. Жуков. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  2. Иванов В. С. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
  3. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.