Белякова О. А. Развитие творческой деятельности обучающихся, при реализации программ дополнительного профессионального образования

Развитие творческой деятельности обучающихся, при реализации  программ дополнительного профессионального образования

Development of creative activity of students in the implementation of programs of additional professional education

Белякова Оксана Алексеевна

Belyakova Oksana Alekseevna

Преподаватель ГБПОУ ИО БТТТ, г. Братск

oksana70.belyakova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие дополнительного профессионального образования, его задачи по отношению к обучающимся. На основе приведенного анализа, определены основные аспекты системы дополнительного профессионального образования.

Annotation. The article deals with the concept of additional professional education, its tasks in relation to students. On the basis of the analysis, the main aspects of the system of additional professional education.

Ключевые слова: самореализация, дополнительное образование, задатки.

Key words: self-actualization, further education, the makings.

Проблемы самореализации личности в образовательном процессе остаются без должного внимания, что приводит к социальной пассивности молодежи, дегуманизации межличностных отношений. Очевидно, что эти задачи не могут быть выполнены усилиями только образовательной системы. Особое значение в их решении играет дополнительное профессиональное образование, которое получило широкое развитие в последнее десятилетие.

Современная система дополнительного профессионального образования активно стремится сформировать у обучающихся базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Задатки – это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности [2].

Формирование способностей происходит в процессе определённым образом организованной деятельности, ее разных видов, которые, содействуют общему развитию обучающегося, формированию его личности; взаимодополняемость видов деятельности способствует выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей обучающихся, их активности, самостоятельности.

Основываясь на ведущих положениях, раскрывающих сущность способностей и возможностей их развития, полагаем, что в условиях дополнительного профессионального образования может быть обеспечено обогащение жизненного опыта каждого обучающегося с учетом его задатков в процессе разных видов деятельности.

Следствием этого выявляется более полное самовыражение и самореализация обучающихся, повышение их творческого потенциала.

Можно выделить функции дополнительного профессионального образования [3]:

  • Образовательная – обучение обучающегося по дополнительным профессиональным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная – определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;
  • Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная – предоставление обучающемуся определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах деятельности;
  • Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучающегося;
  • Интеграционная – создание определенного психологического климата, позволяющего объединить обучающихся и взрослых в рамках данного конкретного заведения.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное профессиональное образование обучающихся должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги основного и дополнительного образования должны работать в тесном сотрудничестве между собой.[3]

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

В ГБПОУ ИО «Братском торгово-технологическом техникуме» осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов по ППКРС повар, кондитер и ППССЗ Технология продукции общественного питания.

Обучающиеся по профессиям общественного питания проходят такие образовательные программы как карвинг (художественная резка овощей); украшение тортов и пирожных; украшение банкетных и праздничных блюд; сервировка столов; нарезка овощей. Так как обучаются подростки в возрасте 16 лет, именно в этот период важно направить процесс на формирование значимых для развития творческого мышления, использовать возрастные мотивы; пробудить в подростке инициативу и самостоятельность принимаемых решений; помочь преодолеть свертывание детского «наивного» творчества и пробудить «новое» мышление на более высоком уровне. Чтобы достичь положительных результатов необходимо применение различных методов и приемов. Наполняемость в группах 10-12 человек, в группе могут обучаться обучающиеся с разных курсов и групп а также педагогии, население, поэтому мастер производственного обучения, который ведет программу дополнительного образования организует занятие, таким образом чтобы, заинтересовать всех и оно было понятно всем.

Таким образом, во время занятия мастер производственного обучения старается чтобы при выполнении операций по нарезки из картофеля розы, либо приготовление булочки завитушки дрожжевого теста, или изготовление украшений из шоколада стимулировать познавательную и творческую активность, гибкость и беглость мышления, умения подростков работать в команде. При обучении программы дополнительного образования «Приготовление различных видов теста и мелкоштучных изделий» мастер производственного обучения показывает и отрабатывает навыки работы с тестом, варианты оформления пирогов, булочек но при этом подводит обучающихся к самостоятельности принятия решения как оформить свое изделие при этом развивается творческий подход. Каждое изделие индивидуально и неповторимо. Мастер производственного обучения отрабатывает не только навыки у обучающихся но они получают профессиональный опыт а также формируется, совершенствуются и приобретаются новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня. Формируются и профессиональные а также такие общие компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,  необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

На заключительном занятии проводится выставка по программам дополнительного образования, где обучающиеся показывают результат своего труда чему научились. По дополнительной программе «карвинг»  обучающиеся демонстрируют композицию из овощей, «Украшение тортов и пирожных» выставляют шедевры заказных тортов и пирожных, «Приготовление различных видов теста и мелкоштучных изделий» демонстрируют мелкоштучные изделия из различных видов теста. По окончанию обучения программы дополнительного образования обучающиеся получают удостоверения государственного образца.

Библиографический список:

  1. Лук А. Н. Психология творчества / под ред. В. А. Лекторского. -М.: Наука, 1978. — 126 с.
  2. Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. — 2008. — № 9. — С. 13-22.
  3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.
  4. Шульга Т. И. Психология учащихся начального профессионального образо-вания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004.- 176 с.