Белянцева М. Е., Егорова Т.А., Зедгенизова И.И. Административные правонарушения в области лесопользования в Российской Федерации

Административные правонарушения в области лесопользования в Российской Федерации

Administrative offenses in the field of forest exploitation in the Russian Federation

Белянцева Марина Евгеньевна

Belyanceva Marina Evgenevna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП., г. Иркутск

marina_belyanceva@mail.ru

Егорова Татьяна Алексеевна

Egorova Tatyana Alekseevna

Студент ВСФ ФГБОУВО РГУП., г. Иркутск

tatyana.egorova.1999@bk.ru

Зедгенизова Ирина Ивановна

Zedgenizov Irina Ivanovna

К.э.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП., г. Иркутск

s4irina@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные административные правонарушения в области лесопользования в Российской Федерации. Данные правонарушения закреплены в нормах Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации.

Annotation. The main administrative offenses  in the area of  forest exploitation in the Russian Federation are considered in this article. These offenses are enshrined in the norms of the Code on Administrative Offences of the Russian Federation.

Ключевые слова: лес, лесопользование, административное правонарушение, ответственность.

Keywords: forest, forest exploitation, administrative offense, responsibility.

Российская Федерация богата лесами, ¼ всего лесного покрова в мире приходится на долю нашей страны. [1] Почти половина территории России занята лесами. Российские леса являются одним из важнейших факторов сохранения благоприятной среды, социально-экономического и культурного развития. Лес по своей сути является возобновляемым природным ресурсом, который в свою очередь выполняет средообразующие и средозащитные функции.

Существуют 2 подхода к определению понятия леса (юридический и биологический). [2] Законодатель в статье 5 Лесного Кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 2006 года дает следующее понятие леса: «Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе».[3] В первом случае лес представляет собой единство деревьев, кустарников, вод, атмосферного воздуха, недр земли. Во втором случае лес — это древесина, место отдыха  и т.д.  Стоит также отметить, что каждое из этих понятий применяется для одних и тех же отношений, то есть  использование, защита, охрана, воспроизводство леса.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Отношения, регулируемые лесным законодательством, основываются на Лесном кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, также на указах Президента Российской Федерации, нормативно-правовых актах Правительства Российской Федерации и правовых актах федеральных органов исполнительной власти. [4]

Одним из видов использования природных ресурсов является лесопользование, осуществляемое на следующих принципах:

— обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов;

— сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов;

— установления порядка лесопользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, их месторасположения, природных и экономических условий.

Виды использования лесов закреплены в ст. 25 ЛК РФ от 2006 года. К этим видам относятся заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; ведение сельского хозяйства; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и некоторые другие виды, предусмотренные Лесным Кодексом Российской Федерации.

Право пользования участками лесного фонда, а также участками лесов, не входящих в лесной фонд, может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

 Субъекты лесных правоотношений могут нарушать правила лесопользования, установленные Лесным Кодексом Российской Федерации, Уголовным Кодексом Российской Федерации, Кодексом об Административных Правонарушениях и другими нормативно – правовыми актами. В Кодексе об Административных Правонарушениях (КоАП) от 2001 года перечислены возможные виды нарушений лесопользования.  В ст. 8.25 КоАП РФ говорится о нарушение правил использования лесов: нарушение правил заготовки древесины, порядка проведения рубок лесных насаждений, правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и использование лесов с нарушением условий документов, на основании которых предоставляются лесные участки. [5] Данная статья также предусматривает и виды санкций. К санкциям за эти правонарушения относятся предупреждение за нарушение правил заготовки древесины, административный штраф, который предусмотрен за все виды нарушений, предусмотренных данной статьей. Размер наложенного административного штрафа варьируется в зависимости от субъекта. Так для граждан сумма штрафа значительно меньше, чем для должностных или юридических лиц. Например, ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ закрепляет следующий размер административного штрафа на граждан – от 800 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 рублей. Стоит отметить, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежать ответственности, предусмотренной для юридических лиц.

Статья 8.26 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации закрепляет нормы, которые предусматривают самовольное использование лесов, а также нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов. К административным правонарушениям относятся сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а также без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных. Часть 2 этой статьи рассматривает такие правонарушения, как самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение недревесных лесных ресурсов. К следующим видам правонарушений относятся размещение ульев и пасек, а также заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено. За все эти правонарушения предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа и конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой. Также, как и в вышеописанных правонарушениях, ответственность для юридических лиц жёстче. Например, за самовольные заготовка и сбор, а также недревесных лесных ресурсов установлен административный штраф, для граждан установлена сумма в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией орудия, а также  продукции или без таковой; для должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей с конфискацией орудия и продукции незаконного природопользования или без таковой; для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Одним из механизмов защиты является установление за его нарушение определённой ответственности. Ответственность за нарушение правил лесопользования, предусмотренная Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации (и другими нормативно-правовыми актами) говорит о значимости леса. Правовые основы не только использования, но и охраны, защиты, воспроизводства лесов исходят из потребности обеспечения рационального использования лесов, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса.

Итак, лесные ресурсы существенно влияют на экономическую деятельность почти половины субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема всей промышленной продукции, именно поэтому так важно соблюдать все нормы, закрепленные законодателем в данной сфере.

Биографический список:

  1. Таланова М.С. Современные проблемы лесного хозяйства в России//  Scientific researches and their practical application. Modern state and ways of development. – 2012.
  2. Педранова И. А., Рубахова А. И. Проблемы соблюдения лесного законодательства // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/archive/139/39571/ (дата обращения: 17.10.2018).
  3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  4. Актуальные проблемы развития лесного законодательства Российской Федерации. // Сайт StudRef.com [Электронный ресурс] // URL: https://studref.com/309188/pravo/aktualnye_problemy_razvitiya_lesnogo_zakonodatelstva_rossiyskoy_federatsii (дата обращения: 17.10.2018)
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018)