Биче-оол А. М. Общее состояние проблемы автотранспортных преступлений в Российской Федерации

Общее состояние проблемы автотранспортных преступлений  в Российской Федерации

The general state of the problem of road transport crimes in the Russian Federation

 

 Биче-оол Ажыкмаа Мочекпеновна

  Biche-ool Azykmaa Mochekpenovna

  Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

bicheool-1994@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается состояние динамики автотранспортных преступлений. Дается анализ дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за последние годы (2014-2017 гг.). На основе проведенного анализа определено общее состояние проблемы автотранспортных преступлений.

Annotation. The article deals with the state of the dynamics of motor transport crimes. The analysis of road and transport incidents in the Russian Federation in recent years (2014-2017) is given. On the basis of the analysis, the general state of the problem of road transport crimes has been determined.

Ключевые слова: Российская Федерация, автотранспортные преступления, автотранспортные правонарушения, дорожно-транспортные происшествия.

Keywords: Russian Federation, motor vehicle offences, motor transport offences, road traffic accidents.

 

Проблемы противодействия преступности, в том числе и автотранспортной, занимают значительное место в научной литературе. Это связано с тем, что в последние годы проблема предупреждения автотранспортных преступлений стала особенно острой. Как показывает официальная статистика, автотранспортные преступления в России с тяжелыми последствиями постоянно растут [1].

Так по официальной статистике Госавтоинспекции видно, что  обстановка на дорогах государства остаётся очень напряженной.

Уровень автотранспортной преступности к 2017 году снизился. Это видимо, связано с эффективной работой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Однако последствия этих преступлений очень печальны. Очень много людей получили травмы, не говоря уже о погибших, наблюдается тяжесть последствий автотранспортных преступлений (см. на рис. 2)

За последние два года заметна тенденция к снижению всех трех показателей. Наибольшее снижение заметно среди погибших. В 2016 году погибло на 12,14% % меньше, чем в 2015 г., но видно, что много раненных впоследствии ДТП.

Причины ДТП разные, но следует отметить, что основным фактором автотранспортной преступности является ошибка человека, которая влечет за собой причинение вреда охраняемым уголовным законом интересы общества. Так из статистики безопасности дорожного движения в РФ 2014-2016 гг. от­ступление от правил привело к 86,9% аварий виновниками, которых являлись води­тели.

Если обратиться к данным официальной статистики ГИБДД РФ, то можно выделить самые распространенные виды автотранспортных преступлений.

Почти половина преступлений происходит из-за управления транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории. Чуть меньше четверти превышение скоростных режимов. Выезд на полосу встречного движения в любом случае является достаточно опасным маневром, но нарушения правил обгона и выезд на полосу встречного движения также являются распространенными — 20%. Одним из острых проблем является вождение автомобиля в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (15%). Эти данные о видах распространенных автотранспортных преступлений требуют рассмотрения возможностей применения профилактических мер и реализации государственных целевых программ.

В итоге изучения общего состояния автотранспортных преступлений в Российской Федерации отметим, что проблема безопасности дорожного движения превратилась в проблему первостепенной важности. [2] Из официальной статистики мы увидели, что ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 221 тыс. человек. По сравнению с предыдущими годами в 2017 году наблюдается снижение количества совершенных дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма. Одновременно проявляется общая неблагоприятная тенденция роста преступных деяний. Подавляющее большинство всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителя. Ошибки водителя: непра­вильный выбор дистанции, неправильный обгон, превышение скорости, неожиданный выезд на встречную полосу, управление транспортом в со­стоянии опьянения, технически неисправное транспортное средство.

Библиографический список

1.О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 50. –Ст.4873. 

  1. Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: приказы, инструкции, журналы, положения / Б.Т. Бадагуев. – М.: Альфа-Пресс, 2012. – с.264  
  2. Статистика по безопасности дорожного движения в РФ 2014-2016 гг. Режим доступа: http://transspot.ru/2017/02/27/  -[Дата обращения: 15.04.2018 г.]