Бодров Е. А., Канина Е.Н. Использование добрых услуг и посредничества для урегулирования международных споров и конфликтов

Использование добрых услуг и посредничества для урегулирования международных споров и конфликтов
Using good offices and mediation to resolve international disputes and conflicts

Бодров Евгений Андреевич

Bodrov Eugene Andreevich

студент ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Bodrov.irk38@yandex.ru

Канина Елена Николаевна
federal Kanina Elena Nikolaevna  
К. п. н., доцент ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска

Kanina_e@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использование одного из средств  урегулирования международного спора, основные принципы международного права, которыми руководствуются  участники Конвенции, а также  рассматривается и анализируется  международная  практика. На основе данного материала  попробуем сформулировать  особенности данного способа.

Annotation. The article discusses the use of one of the means of settling an international dispute, the basic principles of international law, which guide the parties to the Convention, and examines international practice and analyzes. On the basis of this material we will try to formulate the features of this method.

Ключевые слова: Устав Организация Объединенных Наций (далее-ООН), Конвенция, разрешение международных конфликтов, споры, добрые услуги, посредничество, декларация, организация  Африканского единства (далее – ОАЕ).

Key words:  Charter of the United Nations (hereinafter-UN), the Convention, the resolution of international conflicts, disputes, good offices, mediation, declaration, organization of African unity (hereinafter — the OAU).

Прежде чем начать рассуждать «о добрых услугах и посредничествах» рассмотрим основные принципы международного права. Под «основными» понимается, что речь идет о принципах общего международного права, которые являются основой всей системы международного права, в отличии от отдельных отраслей международного права, где также имеются свои принципы» — отмечает Б. Грефрат.[1]

Данные принципы закреплены в Декларации о принципах международного права. Данный документ был принят в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН.

  1. принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций;
  2. принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
  3. обязанность в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела; входящие во внутреннюю компетенцию любого государства,
  4. обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;
  5. принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. принцип суверенного равенства государств;
  7. принцип, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом.[2]

Более подробно  рассмотрим принцип мирного разрешения международных споров. Как отмечает Д. Б. Левин: «все споры между государствами, какого бы характера и какого бы происхождения они ни были, должны решаться только мирными средствами. Суть дела не просто в том, что международные споры должны решаться мирными средствами, в том, что они должны разрешаться только мирными средствами, исключительно мирными средствами, то есть что недопустимы никакое применение силы или угроза силой при разрешении международных споров».[3]

Делая вывод о выше сказанном, принцип мирного разрешения международных споров является самостоятельным и заключается  в том, что:

  1. Государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;
  2. Государства обязаны разрешать, таким образом, все свои взаимные споры, как угрожающие, так и не угрожающие безопасности и международному миру;
  3. Государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными.

Добрые услуги и посредничество впервые были закреплены в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг.

Согласно уставу ООН  среди мирных средств разрешений международных конфликтов является посредничество. Подробное применение данного способа урегулировано в Конвенции о мирном решении  международных конфликтов, а именно в разделе «О добрых услугах и посредничестве».[4] Также об этом говорится  в Манильской  Декларации о мирном разрешении международных споров. Этот способ  не перестаёт быть востребованным в ходе урегулирования различных споров, что подтверждается Генеральным секретарём ООН, отметившим что «из тех вариантов действий, которые предлагаются Уставом, самым многообещающим оказалось посредничество».[5]

Предыдущий Генеральный секретарь ООН К. Аннан подчёркивал эффективность посредничества на практике: «за последние пятнадцать лет благодаря посредничеству закончилось больше гражданских войн, чем за предыдущие два столетия».[6]

Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, сформированная в рамках ООН, отметила, что «спрос на посреднические услуги Организации Объединённых Наций за последние десять лет резко возрос».[7]

Что понимается под «добрыми услугами »?  Добрые услуги  предусматривает участие третьих лиц  в проведение переговоров между спорящими сторонами, конечно, на возмездной основе.  Инициатива может исходить  от  самих спорящих сторон, так и от третьего лица. Третьими лицами обычно выступают государства, но и не исключается участие иных субъектов. Например: добрые услуги или посредничество могут оказывать и международные организации. Во время Карибского кризиса 1962 года СССР согласился на добрые услуги Генерального Секретаря ООН по содействию переговорам с США, что позволило обеспечить безопасность Кубы.

Посредничество  также предусматривает участье третьих лиц в  урегулирование споров между спорящими сторонами, но в отличие от добрых услуг, посредничество принимает активное участие в  разрешение спора, влияя на процесс переговоров и их результата.  Согласно статье 4 Конвенции «о мирном решении международных столкновений», задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре. «Посредник, — подчеркивает польский юрист А. Клафковский, — оказывает сторонам содействие при решении спора наипростейшим, наиболее непосредст­венным способом, избегая формальностей».[8]

Добрые услуги и посредничество не являются обязательными и не могут по сроку превышать 30 дней.[9]

Благоприятными результатами посредничества можно считать:

1.по существу спора — достижение компромисса. Т.е. когда стороны приходят к соглашению;

2.отказ одной из спорящих сторон от своих притязаний;

  1. признание одной сторо­ной претензий другой стороны;

4.процедуре разбирательства — пере­дачу спора по рекомендации посредника на иное мирное разрешение.

Современная межгосударственная практика свидетельствует о жизнеспособности и достаточной эффективности посредничества. Оно с успехом применялось для мирного урегулирования целого ряда международных споров и разногласий. Широкое применение и значительное развитие институт посредничества получил в международных отношениях развивающихся государств. 

А именно  государства — члены Организации африканского единства поставили (далее — ОАЕ)  посредничество на новую основу в специфических, сложных условиях межгосударственных отношений Африки. В рамках ОАЕ и вне ее посредничество успешно применялось для урегулирования таких сложных пограничных вооруженных конфликтов,  например: Алжиро-марокка́нский пограничный конфликт, который произошел  осенью 1963г.  Где посредником выступали  Мали и Эфиопия, Конголезский (1964 г.), а также конфликтов между Экваториальной Гвинеей и Габоном, Йеменом и Южным Йеменом, Танзанией и Угандой в 1972 г.

Важны ли эти способы для урегулирования международных конфликтов? Да.  Как отмечал выше,  благодаря добрым услугам и посредничества, было решено множество международных конфликтов, а именно: Конфликт СССР и США (Карибский кризис), пограничный индийско-пакистанского пограничного вооруженного конфликта из-за Кашмира (1965–1966) и т.д.

Библиографический список:

  1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) — http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html [ дата обращения 15.11.2018]
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций Принята резолюцией 2625 (XXV)Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года — http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml [ дата обращения 15.11.2018]

3.Грефрат Б. О месте принципов в системе современного международного права. М., 1969, с. 69.

  1. Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 6.
  2. Ги Мун П. Доклад Генерального секретаря ООН об укреплении посредничества и поддержки посредничества. // Док. ООН 5/2009/189, 08.04.2009 г. //.
  3. Лннан К. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех. Доклад Генерального секретаря ООН. //Док. ООН Л/59/2005,21.03.2005 г. //

7.Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. // Док. ООН А/59/565, 02.12.2004 г. //

  1. A. Klafkowski. Prawo miedzynarodowe publiczne. Warszawa. 1964, str. 318
  2. О. Е. Щербинина, В. В. Терешкова, Т. Ю. Сидорова, Э. А. Павельева. Международное право (Конспект лек­ций). 2008 -http://knigi.news/mejdunarodnoe/dobryie-uslugi-posrednichestvo-50050.html [ дата обращения 15.11.2018]