Бодров Е.А., Зедгенизова И.И. Основные ограничения государственных служащих

Основные ограничения государственных служащих

The main restrictions of civil servants        

Бодров Евгений Андреевич

Bodrov Eugene Andreevich

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Bodrov.irk38@yandex.ru

Зедгенизова Ирина Ивановна

Zedgenizova Irina Ivanovna

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

54irina@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об основных ограничениях связанных с государственной службой, а также анализ действующего законодательства в сфере ограничений и запретов государственных служащих. На основе данного материала выявить особенности расследования и  рассмотрения основных ограничений государственных служащих.

Annotation. The article examines the issue of the main restrictions related to the civil service, as well as an analysis of the current legislation in the sphere of restrictions and prohibitions of civil servants.  Based on this material, identify the features of the investigation and consideration of the main restrictions of civil servants.

Ключевые слова: Ограничение  связанные с государственной службой, запреты государственных служащих, государственные служащие, правовая база, права государственных служащих, обязанности государственных служащих, законодательные запреты, законодательные ограничения, ответственность за не соблюдения ограничений связанных с государственной службой, ответственность за не соблюдения запретов связанных с государственной службой.

Key words: Restriction related to public service, bans of civil servants, civil servants, legal framework, civil servant rights,  duties of civil servants, legislative prohibitions, legislative restrictions, responsibility for non-compliance with restrictions related to public service,  responsibility for non-compliance with prohibitions related to public service.

На сегодняшний день  существования государства и его устойчивое функционирование невозможно без определенного механизма.  Под этим механизмом понимается система органов  государственной власти — будь то исполнительные, законодательные или судебные органы. Но в этих органах важную роль играют люди, которые обеспечивают функционирование этой системы – государственные служащие. Государственные служащие выполняют профессиональную служебную  деятельность,  демонстрируют  государство и его многообразное взаимоотношение  как внутри государственной администрации, так и во внешних  связях с другими общественными, государственными и не государственными организациями.

Как субъект административно-правовых отношений государственные служащие наделены правами и обязанностями. Кроме того государственные служащие  при поступлении на какую-либо  государственную службу, добровольно принимают ряд установленных законодательством запретов и ограничений.

Данная проблематика актуальна на сегодняшний день, ибо  зачастую мы сталкиваемся с злоупотреблением государственных служащих своими полномочиями, так, например  очень большое внимание, уделяется проблеме,  коррупции среди государственных служащих. Например, нашумевшее  дело о мошенничестве премьера министра республики Дагестана Абдусамада Гамидова. Специалистам необходимо знать – где находится грань между правовыми действиями государственных служащих, а где эта грань переходит в разряд нарушений.

Граждане, поступающие на государственную службу, не знают об ограничениях, запретах  предусмотренных законом. Вместе с тем, государственные служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений и запретов.

Прежде всего, хотелось бы  рассмотреть несколько аспектов затрагивающие  запреты государственных служащих. В соответствии со статьей 17 Федерального  закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации». [4] В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц

3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц «подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения». [1]

При этом существует правовая база, которая регулирует данные ограничения главным образом, в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Хотелось бы отметить, что общие ограничения и запреты также распространяются и на военнослужащих — это можно наблюдать в статье 27.1. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»» конечно, за исключением   «ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации». [2]

Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

  1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
  2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.
  3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
  4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.
  5. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

— выход из гражданства Российской Федерации;

— приобретение гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства «других государств», если иное не предусмотрено международным договором РФ.

  1. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
  2. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством. [8]

Важны ли эти ограничения? Да. Поскольку государственные служащие обязаны осуществлять свою деятельность в рамках закона, а так же попытаться поставить права обычных граждан на первое место, а личные отодвигать на второе местно, так как они несут службу государству и целостность, соответствующие функционирование государственных органов.

Как сказано выше, данные ограничения очень важны для того, чтобы интересны государственного служащего, не пересекались с его личными выгодами или неблагородными мотивами

Библиографический список:

  1. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27.05.1998№ 76-ФЗ  (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017)//[Электронный ресурс] — режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017)// [Электронный ресурс] — режим доступа —  http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
  3. Калюжа Т. А. разъяснение об основных ограничениях связанных с государственно службой // [Электронный ресурс] — режим доступа http://www.belproc.ru/anticorruption/question/restrictions/ // [Дата обращения: 11.03.2018 г.]
  4. Прокопенко Д.С. проблема ограничений связанные с государственной службой.//Российский экономический университет им Г. В. Плеханова // [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21271.pdf //[Дата обращения: 11.03.2018 г.]