Богомоева В. П., Власова Е. Л. Правовое регулирование изменения границ и преобразования муниципальных образований, способы устранения недостатков

Правовое регулирование изменения границ и преобразования муниципальных образований, способы устранения недостатков

Legal regulation of changes in boundaries and transformation of municipalities, ways of eliminating deficiencies

 

Богомоева Виктория Петровна

Bogomoyeva Victoria Petrovna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

bogomoeva99@mail.ru

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся изменения и преобразования границ муниципального образования. Отражены основные ошибки в процессе преобразования и изменения границ  муниципального образования. Предлагаются некоторые способы их устранения.

Annotation. The article deals with issues relating to changes and transformation of the boundaries of the municipality. Reflects the main errors in the process of transforming and changing the boundaries of the municipality. Some ways to eliminate them are suggested.

Ключевые слова: муниципальное образование, границы муниципального образования, изменение границ и преобразование муниципального образования

Keywords: municipality, borders of a municipality, change of borders and transformation of a municipality.

 

 Прежде чем говорить об изменении и преобразовании муниципального образования, выясним, что же означает словосочетание «муниципальное образование». Итак, муниципальное образование (далее – МО) – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется собственный устав, муниципальная собственность, собственный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Относительно правового статуса, муниципальное образование бывает: поселение (сельское или городское), муниципальный район, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория городов федерального значения.[3]

В данной работе хочется обратить внимание на ряд проблем, касающихся правовых норм,  содержащихся в статьях 12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. От 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – ФЗ  06.10.2003 г. № 131), которые регулируют порядок изменения границ и преобразования муниципального образования. Систему, сложившуюся в данном правовом институте, нужно избавить от части некоторых проблем и недостатков.

В ст.131 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «местное самоуправление осуществляется в сельских, городских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (далее – МСУ), допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. [1]

Преобразование – это либо объединение, либо разделение МО, либо изменение статуса городского поселения с наделением его статусом – городской округ или лишением его такого статуса. Субъектами инициативы выступают: граждане, проживающие на  определенной территории, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта РФ и федеральные органы  государственной власти на базе закона субъекта РФ, основанном на ФЗ от 12.06.2002 №67 –ФЗ ( ред. от 06.04.2015) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ от 12.06.2002 № 67) 1, и ФЗ 06.10.2003 № 131.[4]

Инициатива населения об изменении границ и преобразовании МО реализуется в порядке, установленном ФЗ от 12.06.2002 № 67 и принимается в соответствии с ним закон субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Порядок изменения границ и преобразования МО установлен в 17 частях в ст.12 и 13 ФЗ от 06.10.2003 №131. Но только в 4 из них (ч.2 и 3 ст.12, ч.5 и 7 ст.13) говорится о том, что в целях получения согласия населения проводится голосование в порядке местного референдума  с учетом особенностей, установленных ФЗ от 06.10.2003 №131.

В остальных частях ст.12 и 13 этого же закона вопреки ч.2 ст.131 Конституции РФ вместо местного референдума установлено, что изменение и преобразование границ МО должно осуществляться с согласия населения либо с учетом мнения населения, выраженного представительным органом МО.

Там, где изменение границ и преобразование МО проводится голосованием на основе местного референдума, проблем нет. Референдум назначается представительным органом и проводится с учетом особенностей и положений, закрепленных в ст.24 ФЗ от 06.10.2003 №131. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей МО, обладающих избирательным правом. Согласие считается полученным, если проголосовало более половины принявших участие жителей МО. На основании положительных результатов комиссия местного референдума должна направить протокол об изменении или преобразовании МО в субъект Федерации для внесения в закон изменений. После чего итоги голосования и принятые решения подлежат опубликованию.

В частях, где изменение границ и преобразование МО осуществляется не местным референдумом, а с согласия населения либо с учетом мнения населения, выраженного представительным органом, проблем много.

Во-первых, в этих случаях не определено, каким образом население и органы местного самоуправления должны оформлять свою инициативу. Конечно же, все население вместе это выполнить не может, нужно чтобы с инициативой выступила определенная часть граждан. Допустим, это будет дозволено, но тогда будет необходимо установить, кем и в каком порядке будет определено ее количество, персональный состав и основные функции. Следует заметить, что данный порядок в ст.12 и 13 ФЗ от 06.10.2003 №131 не установлен. За исключением случаев, когда  изменение границ и преобразование МО осуществляется местным референдумом.

Эту же проблему затрагивают органы местного самоуправления, поскольку не всякий из них вправе заниматься оформлением решения об указанной инициативе. Естественно, это вправе осуществлять только представительный орган.

Во-вторых, более значимой проблемой являются вопросы :как и кем должны определяться согласие или мнение населения и на базе каких сведений и кем полученными должны они выражаться представительным органом. Нормами материального и процессуального права это не установлено.

В общем, это порождает правовой хаос, который препятствует деятельности руководителей и населения. Основываясь на этом, гражданам приходится действовать по самоустановленным  принципам. Хотя, на самом деле, эти вопросы должны быть тщательно и детально урегулированы законом, как это проходит  в рамках выборов и референдумов, чтобы не было никаких фальсификаций.

Многие понимают, что сам по себе учет мнения населения не  может осуществляться. Это большая сложная работа, требующая компетентных работников и комиссий референдума. Опрос граждан часто становится областью вольных интерпретаций и фальсификаций, нарушением норм законодательства, так как данные самовольные формы не обеспечат точное определение  числа голосов.

Возникает вопрос: кто будет отвечать за точность и правдивость этих данных? В законе это не прописано. При проведении референдумов организация голосования проводится тщательно. Кроме членов комиссии референдума, его контролируют наблюдатели, тем самым исключая возможность искажения волеизъявления участников референдума. Изменение любых границ  МО является формой непосредственной демократии, поэтому сам процесс должен быть также хорошо спланирован и урегулирован в деталях, как это проводится для выборов и референдумов, чтобы не было ложных  и поспешных решений.

Конституция РФ не подразделяет изменения границ и преобразование МО на различные варианты и формы независимо от их видов и объемов. Главное, что из нее вытекает – это, что все является формой непосредственного осуществления самими населением местного самоуправления. Вследствие этого все должно осуществляться и определяться только местным референдумом, как, например, установлено Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 г. №6 –ФКЗ ( ред. от31.10.2015) «О порядке принятия в Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации». В нем, в ч.1 ст.11 закреплено, что « вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ». [2]

Также ч.5 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 №131 говорит о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по обеспечению организационной и материально-технической подготовки и проведения голосования по вопросам изменения границ и преобразования МО.

При этом уставом может быть определен перечень вопросов, подлежащих вынесению на местный референдум. К таковым относится и изменение границ  МО и преобразование МО. И тогда никакие представительные органы МО не должны выражать от себя мнение населения, к тому же часто необъективное. Представительный орган не имеет права в соответствии с Конституцией РФ ( статьи -12,130,133) ограничивать и подменять права населения местного самоуправления, вмешиваться в формы непосредственной демократии граждан, в том числе в голосование.

Необходимо помнить слова нашего Президента В.В.Путина о том, что « необходимо поддерживать гражданскую активность в муниципалитетах, чтобы у населения всегда была реальная способность принимать участие в управлении своим городом или поселком».[5]

Библиографический список:

  1. Конституция РФ. — М.1993
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. №6 –ФКЗ ( ред. от 31.10.2015) «О порядке принятия в Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. От 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 №67 –ФЗ ( ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  5. Политика сегодня. [Электронный ресурс].- Режим доступа: WWW.URL/: http:// https://polit.info/424820-putin-neobkhodimo-podderzhivat-grazhdanskuyu-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 22.10.2018 г.)