Борьба с дискриминацией в образовании

Борьба с дискриминацией в образовании
Combating discrimination in education

Иванов Виктор Михайлович

Ivanov Victor Mikhaylovich

к.ф.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vikivanoff@mail.ru

Саввина Екатерина Дмитриевна
Savvina Ekaterina Dmitrievna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

savvina.katena@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается дискриминация в образовательной сфере, для борьбы с которой недостаточно широко приняты законы. В целях недопущения каких-либо форм дискриминации в образовании необходимо создать условия для ее полного уничтожения.

Annotation. In article discrimination in the education is considered. For prevention of any forms of discrimination in education, it is necessary to create conditions for its elimination.

Ключевые слова: дискриминация, образование, дети, государство, права, конвенция.

Keywords: discrimination, education, children, state, rights, convention.

Права детей, в отличие от прав взрослых людей, часто нарушаются или остаются без внимания, что является следствием их систематической дискриминации, как прямой, так и косвенной. Дети подвергаются дискриминации, в целом, как группа («дискриминация на основе возраста»), и по таким признакам, как сексуальная ориентация, ограниченные возможности, половая принадлежность. В некоторых случаях основанием для дискриминации являются несколько признаков одновременно.

Так, «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 г. провозглашает принцип недопустимости дискриминации и дает право каждому человеку на образование: «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам [1]».

Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14.12.1960 г.) в статье 1 дала  определение: «дискриминация» – это «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, пола, цвета кожи, религии, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием нарушение или уничтожение равенства отношений в области образования, и, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц…, или положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц [2]».

В Конвенции термин «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется. В целях устранения или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, государства согласно статье 3 обязуются: «отменить все административные распоряжения и законодательные постановления и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования; принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения; не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся-гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях; предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам; не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе [2]». Одновременно статья 2 излагает  ряд положений, которые не рассматриваются как дискриминация: «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе, не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;  когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам; создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени; создание или сохранение по мотивам языкового или религиозного характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени [2]».

В частности, акты расовой дискриминации свершаются ежедневно в каждом уголке мира. По материалам исследований Amnesty International многие лица, пострадавшие от жестокости полиции в Европе и США, – чернокожие либо представители других национальных меньшинств. Государства обязаны предупреждать расовое насилие со стороны любого субъекта, а не только собственных должностных лиц.

Тем не менее, во многих странах жестокое обращение на расовой почве питают такие факторы как распространение ксенофобных настроений по отношению к иммиграции, дискриминация в рамках системы уголовного судопроизводства и действия участников вооружённых конфликтов. Так, Amnesty International предпринял попытку решения дискриминации в Словакии. В этой стране дети-ромы (одна из западных ветвей цыган [4]) лишены права на достойное образование в рамках системы, допускающей их постоянную дискриминацию. Многих количество детей помещают в отдельные школы, где учатся только ромы, а других отдают в специальные школы, несмотря на отсутствие отклонений в умственном развитии и затруднением в обучении. В 2007 году в  докладе Amnesty International  под названием Still separate, Still unequal – Violations of the right to education of Romani children in Slovakia («До сих пор разделены, до сих пор неравноправны: нарушения права на образование детей-ромов в Словакии») рассказывается о повсеместной, но предотвратимой сегрегации детей. Организация призывает словацкое правительство ликвидировать дискриминацию в сфере образования, упразднив отдельные школы для ромов, а Европейский союз – обеспечить надлежащую финансовую и техническую помощь. Они также призывают к полноправному участию ромов в выработке и реализации политических программ, влияющих на их жизнь.

Крайне пугающая дискриминация – отнесение ребенка к социальному ведомству. Значительное большинство детей с нарушением умственного развития исключены из системы образования. Их,  не принимают в школы (как в обычные, так и в специальные) под предлогом, что они не в состоянии освоить школьную программу. Даже живущий в семье инвалид обречен на полную изоляцию от общества, что уж говорить о социальных интернатах. Треть детей из этой категории (29 тысяч) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на образование и обречены на личностную и социальную ограниченность. 36,7% из них считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия ставок воспитателей для работы с ними.

Если говорить о детях, от которых отказались родители, то первое страшное надругательство над их правами происходит «на выходе» из домов ребенка: решается, кто из детей «подлежит обучению», а кто — нет. Ребенка относят либо к ведомству образования, либо к ведомству социальной защиты: учить тех, кто не попал в ведомство образования, по-прежнему считается малоэффективным расходованием государственных средств.

Для детей, живущих в семье, функции разделения детей «по ведомствам» повсеместно выполняют психолого-медико-педагогические комиссии, которые мешают  повышению образовательного уровня ребенка либо не допускают его к образованию вообще, предлагая изъять его из семьи и поместить в психоневрологические интернаты системы «соцзащиты».

Половая принадлежность имеет место быть в дискриминации. Корреляция между образованием и профессиональным опытом женщин имеет двойственный характер: несмотря на равенство в правах на получение образования и выбора профессии, возможности женщин ущемлены  на рынке труда. Стоит сказать, что данная теория постепенно теряет свою значимость, поскольку в мире снизились показатели рождаемости, вырос средний возраст вступления в брак. Кроме того, современная бытовая техника и автоматизация  значительно упростили выполнение домашней работы. Данные тенденции способствуют высвобождению времени, которое женщины сосредотачивают на развитие карьеры, тем самым увеличивая свой профессиональный опыт. Однако значительных изменений на рынке труда не произошло, а профессиональная сегрегация продолжает расти.

В Российском образовании, по мнению Н.А. Деменевой, должны быть предприняты следующие мероприятия: сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого обеспечить во всех государственных учебных заведениях в равной степени высокий уровень образования и равные условия в отношении качества обучения; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения. Разработать и осуществлять мероприятия по внедрению в учебный процесс современных технических средств преподавания (например, компьютерные технологии и т. д.) и осуществлять учебно-методическое руководство этой работой, повышать качество лекций в изучении общественных наук, освещая актуальные проблемы современности, постоянно обновляя лекционные курсы, совершенствовать проведение семинарских занятий, практиковать постановку и обсуждение студенческих докладов, проводить диспуты, дискуссии, круглые столы, организовывать научные студенческие конференции и конкурсы студенческих работ.

Библиографический список:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ссамблеей ООН 10.12.1948 г.)

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.