Боргоякова Я. Р., Бянкина Т. А., Власова Е. Л.Государственно-правовые основы валютного регулирования

Государственно-правовые основы валютного регулирования

State legal basis of currency regulation

Боргоякова Яна Рагельевна

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

yanaborgoyakova@bk.ru

Бянкина Татьяна Александровна

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

tabian97@mail.ru

Власова Елена Львовна

VlasovaElena Lvovna

к.п.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vlasova1963@gmail.com

Аннотация. В области финансово-правовых основах валютного регулирования в Российской Федерации, одним из самых важных элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики любого государства является валютное регулирование внутри страны. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать правовые нормы и предписания, которые будут регулировать валютные взаимоотношения на внутреннем валютном рынке.

Annotation. In the field of financial and legal fundamentals of currency regulation in the Russian Federation, one of the most important elements of the successful conduct of both domestic and foreign economic policy of any state is currency regulation within the country. In order to implement the currency policy correctly, it is necessary to establish legal norms and regulations that will regulate the currency interrelations in the domestic foreign exchange market.

Ключевые слова: валютное регулирования, экономическая политика, валютные взаимоотношения, финансово-правовое основы.

Keywords: currency regulation, economic policy, currency relations, financial and legal basis.

Исследование современного состояния государственно-правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации и выработка на этой базе рекомендаций по перспективным направлениям и способам совершенствования действующей организационно-правовой системы регулирования валютных отношений, помогает изучить неотъемлемую частью экономической системы РФ. И имеет практическое значение в рассмотрении конкретной модели государственно-правового механизма  валютного регулирования и контроля, существующей в России. С помощью  анализа важных  процессов и тенденций в его формировании, в течение продолжительного периода, в зависимости от изменения экономических и политических условий, как внутренних, так и внешних. Представляется возможность, выявить эволюцию соответствующих правоотношений на национальном и международном уровнях, и тем самым уяснить  практическое рассмотрение конкретной модели государственно-правового механизма валютного регулирования и контроля, существующей в России на определенный момент.

Валютная дипломатия стала составной частью международной деятельности государств. Валютные правоотношения используются в качестве элементов внешней политики, средств борьбы за рынки сбыта и сферы приумножения капитала.

Валютные отношения, имея собственный круг субъектов и строго определённый перечень объектов, функционируют достаточно самостоятельно. Вместе с тем они оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платёжный баланс стран, через режим кредитования и международных расчётов.

В свою очередь, международные валютные отношения активно воздействуют на национальную денежно-кредитную систему государства. Подобное воздействие является закономерным процессом развития экономических отношений, что связано, во-первых, со стремительным ростом международного разделения труда и, во-вторых, усложнением и развитием экономических отношений между национальными экономиками.

Как следствие, происходит правовое оформление валютных отношений, усиливается роль международных валютно-правовых норм в регулировании внутринациональных валютных отношений. Главной целью правового регулирования валютных отношений является создание эффективного правового механизма валютного регулирования путём нормативного закрепления статуса резидентов и нерезидентов, принципов осуществления валютных операций, полномочий и функций органов валютного контроля, ответственности за нарушения валютного законодательства.

Стоит обратить внимание, что валютные отношения в их современном понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается на их правовом регулировании. В настоящее время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями происходит ратификация международных валютно-правовых норм и принципов международного валютного права.

Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

Валютные ограничения — это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.

Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят:

  • обязательную продажу экспортёрами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);
  • запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;
  • регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;
  • ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;
  • регулирование получения внешних займов. [1]

В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства [2].

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет три цели введения валютных ограничений:

  1. предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платёжного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.
  2. Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
  3. Указание ст. 6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда. [3]

Всё вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения. [4]

Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству правового регулирования всего комплекса общественных отношений. Важнейшим фактором в этом процессе выступает совершенствование правового регулирования финансовых отношений, а именно:

  1. Законопроекты должны быт направлены в первую очередь на установление требований нового уровня для финансовых институтов, на внедрение новой системы оценки рисков и современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях.
  2. На повышение требований к капиталу финансовых учреждений. В результате это позволит придать российской финансовой системе существенно более устойчивый характер.
  3. За счёт ужесточения системы контроля, в частности, произойдет эффективность соблюдения настоящего законодательства.
  4. Следует расширить перечень иностранных эмитентов, чьи ценные бумаги могут быть допущены к публичному размещению или обращению в Российской Федерации.
  5. Также совершенствование налогового законодательства, поможет реализовать задачи оптимизации налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. Действующее налоговое законодательство не всегда учитывает реалии динамично развивающегося финансового рынка, что не позволяет создать режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, сопоставимый с аналогичными режимами, существующими в странах с развитой финансовой системой, и препятствует совершению операций с финансовыми инструментами.
  6. Позитивным шагом к развитию финансовых операций является установление названными законопроектами одинакового режима налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечение возможности отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

В результате проведенного исследования по теме: «Государственное- правовое регулирование валютных отношений» можно сформулировать вывод, о том что условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса предлагаемые меры будут способствовать не только созданию правовой базы для функционирования в России мирового финансового центра, но и позволят существенно облегчить выход из кризиса различных отраслей российской экономики, создадут дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков, придадут дополнительный импульс к развитию экономического базиса нашей страны.

Библиографический список:

  1. Крашенинникова В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой / В.М. Крашенинникова — М.: Норма, 2003. – 105 с.
  2. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения / А.А. Суэтина — М.: Норма, 2006. — 75 с.
  3. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Шумилов В.М. Международное финансовое право / В.М. Шумилова – М.: Норма, 2005. – 55 с.