Брылев Д. А. Анализ функций, влияющих на эффективность управления вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системой

Анализ функций, влияющих на эффективность управления вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системой

Analysis of functions affecting the efficiency of evening school management as an open, flexible, social and educational system

 

Брылев Дмитрий Анатольевич

Brylev Dmitry Anatolyevich

преподаватель ГПОУ НТЭТ, г. Новокузнецк

dmit-87@mail.ru

Аннотация. В статье, предпринимается попытка анализа функций вечерней школы как открытой, гибкой, социально-образовательной системы. На основании статистических данных и многолетнего опыта работы автора статьи, дается общая характеристика, и обозначаются актуальные проблемы и особенности функций структуры управления, образовательных услуг вечерней школы.

Annotation. The article attempts to analyze the functions of the evening school as an open, flexible, social and educational system. On the basis of statistical data and long-term experience of the author of the article, the General characteristic is given, and actual problems and features of functions of structure of management, educational services of evening school are designated.

Ключевые слова: вечерняя школа, социальная среда, социальная роль, планирование, организация, контроль.

Keywords: evening school, social environment, social role, planning, organization, control.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования, с помощью основных функций управления: планирования, организации и контроля деятельности. 

Основные принципы и сущность открытости, гибкости должны проявляться в основных функциях управления вечерней школы в планировании, организации и контроле.

Планирование работы вечерней школы – важнейшее звено управленческого цикла. Тщательно продуманное и обоснованное планирование создает важнейшие предпосылки для целеустремленной деятельности педагогического и ученического коллективов.

Приступая к планированию различных видов деятельности образовательного учреждения, администрация должна опираться на принципиальные положения, позволяющие организовать всю деятельность вечерней  школы на научной основе. [1] Существует ряд универсальных принципов планирования образовательным учреждением – научность, перспективность, целенаправленность, объективность, конкретность, комплексность, коллективность; систем и форм планирования – начиная от общешкольного планирования и годового плана заканчивая личным планированием дня руководителя и педагога. [2]

Все вышеперечисленные принципы, формы и методы планирования вечерней школой детально описаны в научной литературе. Задача нашего исследования определить ключевые особенности планирования в вечерей школе с позиции принципа ее открытости, гибкости социально-образовательной системы управления. 

Первой особенностью планирования работы вечерней школы является то, что администрации школы необходимо учесть и синхронизировать все виды и формы планов по установлению контактов и связей субъектов социальной системы – родительский комитет, комиссия по делам несовершеннолетних, отдел по делам несовершеннолетних, училищами – в которых параллельно получают профессиональную подготовку обучающиеся, предприятиями – на которых работают обучающиеся. [3] Данная особенность планирования соответствует принципу открытости вечерней школы, а именно привлечению множества субъектов внешней среды, заинтересованных или связанных с контингентом обучающихся, к соуправлению. Все вышеперечисленные действия по планированию совместных усилий школы, семьи, училищ, инспекций способствует вовлечению молодежи в обучение. [4] При данном подходе в планировании создаются благоприятные условия для совмещения учебы с работой и профессиональной подготовкой, а также профилактике противоправных действий обучающихся.

Второй особенностью планирования вечерней школой  является планирование контингента обучающихся и меры по предупреждению отсева из групп. Учет потенциального контингента обучающихся служит источником данных для планирования. Данный подход в планировании на начало учебного года позволяет точнее локализовать размещение потенциального контингента в районе обслуживания школы, в отдельных его частях, жилых домах, на предприятиях и дифференцировать потенциальный контингент по возрасту и уровню образования. [5]  В соответствии с этим на начало и в течение учебного года планируются мероприятия направленные на привлечение в вечернюю школу обучающихся и доведении информации  о школе до общественного мнения.  Подобное планирование мероприятий по привлечению и учету будущего контингента обучающихся является особенно актуальным и жизненно важным  для вечерней школы в условиях рынка и конкурентоспособности между образовательными учреждениями.

Организация, следующая немаловажная функция управления вечерней школы имеющая свои особенности в условиях открытой, гибкой, социально-образовательной системы.  Режим управления вечерней школой как открытой, гибкой социально-образовательной системы предполагает высокую интенсивность труда педагогов, поэтому очень важно при организации работы с педагогическим коллективом, администрации руководствоваться следующими принципами, чтобы создать коллектив единомышленников:

  1. опираться на систему ценностей и философию образовательного учреждения, руководствуясь принципами создания благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания обучающихся;
  2. стимулировать рост профессионализма педагогического коллектива;
  3. создать благоприятные условия для творческого развития и духовно-нравственного воспитания школьников. [6]

В соответствии с данными принципами, администрация должна осуществлять следующими организационными формами взаимодействия с педагогическим коллективом:

  1. обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, совещания при директоре и зам. директоре по учебно-воспитательной работе;
  2. коллегиальное рассмотрение и решение вопросов работы;
  3. партнерство – как особая форма взаимодействия администрации с сотрудниками школы при равноправном участии в организации деятельности. Вопросы, важнейшие для коллектива, решаются коллегиально, в соответствии с принципом открытости и гибкости, хотя наиболее сложной в этом взаимодействии является проблема мотивации участия учителей в управлении, а именно: участие в распределении педагогической нагрузки, в составлении расписания уроков с учетом валеологических требований, кружковых занятий, графиков дежурств, в содержании и формах промежуточной и  итоговой аттестации учителей их премирования и поощрения. 

Учитывая все это, при организации педагогической деятельности, администрация школы должна предоставлять право членам методических объединений планировать использование часов школьного компонента, обсуждать реализуемые программы, а участие учителей в педсоветах дает широкое право в определении и принятии тех или иных решений, а также в их исполнении.

Несомненно, главной особенностью организации в управлении вечерней школой как открытой, гибкой, социально-образовательной системы является участие учителей в управлении школой, наличие в педагогическом коллективе ценностно-оринтированного единства, сплоченности, взаимопонимания, сработанности, что является важнейшим условием демократического управления школой.

Контроль – одна из функций управления, завершающее звено управленческого цикла. Цель любого контроля, в том числе контроля в вечерней школе – соотнести реальное положение дел с запланированным, выявить качество организации учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы. [7]  Контроль в вечерней школе направлен на решение ряда управленческих задач. Одна из них – проверка исполнения, изучение состояния дела, предупреждение возможных отклонений от поставленных целей.

Особую роль  в вечерней школе играет предупредительный контроль, который направлен на сохранение контингента, подготовку к зачетам, подготовку к проведению зачетных сессий, создание условий для эффективного умственного труда обучающихся. Предупредительный контроль может быть особенно успешным, если он соотносится с графиками и планами прохождения программы, воспитательных и социально-профилактических мероприятий.

Важной особенностью внутришкольного контроля в условиях управления вечерней школой как открытой системы, является его определенная трансформация. Контроль должен реализовывать идею социально-образовательной адаптации, выполнять роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии обучающегося в воспитательно-образовательном процессе. Своевременная информация, полученная в результате контроля, способствует координации планов работы и в случае необходимости активизации воспитательной, социально-профилактической работы субъектов, внешней социальной среды, участвующие в соуправлении школой.

Библиографический список:

  1. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем [Текст]: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  2. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры [Текст] / Под ред. Тройнова – М.: «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
  3. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
  4. Иванова, Б.В. Особенности консультаций в вечерней школе [Текст] / Б.В. Иванова // Вечерняя средняя школа. – 1994. — № 6. С. 45 – 46.
  5. Мухина, М.Н. Проблема качества образования в вечерней школе: как ее решать? [Текст] / М.Н. Мухина//Открытая школа. – 2012.-№ 4. С. 3 – 4.
  6. Бухарова, Г.Д. Системы образования [Текст]: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 475 с.
  7. Петрова, Л.И. Основы управления педагогическими системами [Текст]: учебное пособие / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с.