Брылев Д.А. Вечерняя школа в современной социальной среде

Материалы Всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” (2017 г.)

Вечерняя школа в современной социальной среде

Evening School in the modern social environment

 

Брылев Дмитрий Анатольевич

преподаватель, ГПОУ НТЭТ, г. Новокузнецк
dmit-87@mail.ru

 

Аннотация. В статье, предпринимается попытка определить социальную роль в современном обществе, исчезающих, в результате реорганизаций и закрытий, вечерних школ. На основании статистических данных и многолетнего опыта работы автора статьи, дается общая характеристика, и обозначаются актуальные проблемы структуры управления, образовательных услуг, а так же контингента вечерних школ.

Annotation. In the article, an attempt is made to define the social role in contemporary society, endangered as a result of reorganizations and closures evening schools. On the basis of statistical data and many years of experience of the author, the general characteristic, and are indicated by actual problems of the management structure, educational services, as well as a contingent of evening schools.

Ключевые слова: вечерняя школа, социальная среда, социальная роль, базисный учебный план, контингент.

Keywords: evening school, social environment, social role, the basic curriculum, the contingent.

Сегодня вечерняя школа – один из важных каналов получения образования молодёжью. Она предоставляет реальную возможность получить знания всем желающим любого возраста, как работающим, так и неработающим.

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам РФ любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создаёт основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Большинство вечерних школ осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень – основное общее образование;

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 3 года). Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть увеличены или сокращены в соответствии с Законом РФ «Об образовании». [1]

Порядок и условия освоения образовательных программ определены в Уставе школы. Школа работает по базисному учебному плану вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения России. Количество классов зависит от числа поданных заявлений. Наполняемость очных классов – не более 15 обучающихся. Группы заочного обучения создаются при наличии 9 обучающихся. Наполняемость группы – 9-12 обучающихся. В целом контингент вечерней школы многообразен, сложен и проблемен в социально-психологическом и педагогическом плане. Большинство обучающихся несовершеннолетние. На основании практического опыта и анализа психолого-педагогической литературы контингент современной вечерней школы можно разделить на следующие категории:

  1. I. В соответствии с занятостью:
  2. Обучающиеся, для которых учебная деятельность является основной, то есть обучающиеся нигде не работают.
  3. Обучающиеся совмещающие работу с учебой.
  4. Получающие профессию в училищах.
  5. II. Семейное положение:
  6. Неполные семьи.
  7. Обучающиеся которые уже имеют собственные семьи или имели опыт семейной жизни.
  8. Многодетные семьи.
  9. Воспитанники детских домов.
  10. Опекаемые.
  11. Дети-инвалиды.
  12. Дети, находящиеся в социально-опасном положении.
  13. Дети, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних. [2]

От  неудобных подростков дневная школа стала активно избавляться.   У некоторых обучающихся нет даже 6-7 классов образования. По сути, вечерняя школа стала, открыта для всех желающих, не зависимо от возраста, уровня образования и воспитания. Поэтому приходиться серьезно заниматься – психолого-педагогической реабилитацией, поддерживать социально – незащищенных, помогать подросткам в приобретении первоначальной профессии и оказывать помощь им и их семьям.

Для качественной реализации воспитательной, социальной и реабилитационной функций вечерней школе необходим соответствующий кадровый, высокопрофессиональный персонал. Однако в современной вечерней школе наметилась тенденция сокращения социально значимых для данного вида школ профессий. Постепенно сокращались должности психолога, социального педагога, а затем и инспектора по делам несовершеннолетних. Данная тенденция негативно сказалась на социально-реабилитационной функции вечерней школы, а также в целом системы управления. [3]

Государственные требования по социальной реабилитации, воспитанию и  адаптации сложного контингента вечерней школы, находящегося в так называемой «группе риска», остались на прежнем уровне и продолжают возрастать. Однако кадровое обеспечение, условия труда педагогов, по выполнению данных требований сокращаются и ухудшаются.

Администрация школы за неимением кадров, вынуждена делегировать часть полномочий и функций на классного руководителя, который параллельно является учителем предметником. Данный процесс негативно сказывается на деятельности педагога – классного руководителя, так как многие педагоги объективно не владеют методами социальной коррекции и реабилитации.

Негативно данный процесс сказывается и на самих обучающихся, в силу чрезмерной загруженности классный руководитель не всегда способен обеспечить должный контроль обучающихся их воспитания и обучения. В этой связи возникает большая проблема посещаемости групповых и индивидуальных занятий обучающимися. С этой целью, с целью сохранения контингента школы, система управления вечерней школы должна быть пересмотрена. Определяющий тон вечерней школы стал таковым, что содружество учителей стал стремиться помочь своим обучающимся самоутвердиться и развить способности. Каждый умеет найти подход к обучающемуся, вовремя отреагировать на непредвиденное обстоятельство. [4,5]

Традиционная модель управления вечерней школы, не отвечает современным вызовам социальной среды. Изменения в социальной среде коснувшиеся, в первую очередь, контингента вечерней школы требуют существенных изменений в системе управления, которая должна стать открытой для всех обучающихся, гибкой в системе планирования и организации, контроля как обратной связи с обучающимся и социально-образовательной с целью адаптации и реабилитации обучающегося вечерней школы в современной социальной среде.

 

Библиографический список:

  1. Золотарева, О.Л. Управление открытой (сменной) образовательной школой с начальной профессиональной подготовкой, работающей в режиме развития / О.Л. Золотарева – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 26 с.
  2. Иванова, Б.В. Особенности консультаций в вечерней школе / Б.В. Иванова // Вечерняя средняя школа. – 1994. – № 6. С. 45 – 46.
  3. Казимирская, Л. Как мы расширили образовательное пространство / Л. Казимирская  // Директор школы. – 2009. – № 1. С. 42 – 44.
  4. Караковский, В.А. Воспитаний? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
  5. Конаржевский, Ю.А. Формирование педагогического коллектива: монография / Ю.А. Конаржевский – М.:« Педагогический поиск»,1997.–63 с.