Брюханова М. В. Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе обучения

Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе обучения

The monitoring of foreign language quality at the current stage of training

Брюханова Мария Владимировна

Brukhanova Mariya Vladimirovna

Преподаватель ГБПОУ ИО БТТТ, г. Братск

sun1409@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие мониторинга, его задачи по отношению к иноязычному образованию, обозначены объекты контроля для дисциплины «Иностранный язык» и правила успешной подготовки к мониторингу этих объектов.  На основе приведенного анализа, определены основные характеристики системы оценивания иноязычного образования.

Annotation. The article presents the notion of monitoring, its tasks according to foreign language, control objects for subject “English” and rules for successful preparation to the monitoring of these objects. Based on the above analysis, the main characteristics of evaluation system are defined.

Ключевые слова: мониторинг, прогнозирование, контроль, внутренняя и внешняя оценка, объекты контроля, система оценивания, механизм контроля и коррекции.

Key words: monitoring, prediction, control, internal and external evaluation, control objects, assessment system, the mechanism of control and correction.

 Современную систему образования невозможно представить на сегодняшний день без контроля в процессе обучения как относительно самостоятельного этапа, выполняющего взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Управление педагогической системой и качеством образования требует получения определенной системы информации. С этой задачей и призван справиться современный способ сбора такой информации – мониторинг.

Под мониторингом понимается (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений и аналитической оценки состояния целостной системы, дающей возможность прогнозирования и управления дальнейшим развитием этой системы.

Задача мониторинга – установление причин и величины несоответствия результата целям. Мониторинг характеризуется систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.

Система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями и обеспечивать  разумный баланс между внешней и внутренней оценкой  качества образования.

Внутренняя оценка – процедуры, организуемые и проводимые самой образовательной организацией (силами обучающихся, преподавателей, администрации, общественностью, родителями). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе планирования образовательного пространства. Например, самооценка субъектов образовательного процесса, самооценка образовательной организации, образовательный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей, оценка учебных предметных программ, результаты внутренних контрольных работ [1].

Внешняя оценка – проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования, результаты публичны и позволяют определять собственный прогресс и сравнивать свои достижения с другими образовательными организациями в регионе, стране. Примерами такой оценки могут служить государственная итоговая аттестация (ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ), государственная инспекция, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, региональные и федеральные мониторинговые  исследования [1].

Объектами контроля дисциплины «Иностранный язык» являются: аудирование, чтение текста вслух, говорение (монологическое высказывание по заданной теме), чтение с пониманием основного содержания, грамматические и лексические навыки.

Таким образом, для того, чтобы все объекты мониторинга были успешно освоены обучающимися, преподавателю необходимо использовать в своей работе следующие правила [2]:

  • Реальный переход к коммуникативно-когнитивной методике обучения;
  • Диалог культур и современное предметное содержание речи;
  • Формирование умений в четырех видах речевой деятельности;
  • Формирование разных стратегий чтения и аудирования;
  • Функциональный подход в обучении грамматике и лексике;
  • Баланс репродукции и продукции;
  • Баланс спонтанной и подготовленной устной речи;
  • Баланс беглости и точности;
  • Проведение занятий на иностранном языке и создание естественных коммуникативных ситуаций;
  • Использование работы в парах и малых группах, вовлечение всех обучающихся в активную работу;
  • Вовлечение в речевую деятельность – возможность для обучающихся повысить свою мотивацию, развивать общую коммуникативную компетенцию.

Данные правила помогут выйти на новый этап в обучении иностранному языку и соответственно к новой системе оценки составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Новый вектор развития систем оценивания в отечественном иноязычном образовании будет заключаться в следующей схеме: от отметки – к оценке, от оценки – к оцениванию; от субъективного – к субъективно-объективному; от формально-языкового – к содержательно-критериальному; от внутреннего – к сочетанию внутреннего и внешнего оценивания.

Следовательно, система оценивания будет являться [3]:

  • регулятором образовательного процесса;
  • регулятором программы обучения;
  • необходимым компонентом образовательного процесса;
  • средством повышения эффективности преподавания и учения;
  • механизмом осуществления связи между преподавателем, обучающимися и родителями по поводу успешности образовательного процесса;
  • механизмом коррекции определения обучающимися своих образовательных достижений;
  • фактором, обеспечивающим единство вариативной системы образования.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что эффективный мониторинг качества иноязычного образования должен обладать такими характеристиками, как критериальность, содержательность, сознательность, мотивированность и дифференциация.  

Библиографический список:

  1. Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе. Проблемы и перспективы развития (авторский семинар Вербицкой М.В.) [Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mLLqXKJW5HA]
  2. Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях. [Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-sredstvo-i-uslovie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah]
  3. Спичко Н.А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза. [Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01002978808] (дата обращения: 12.10.208 г.)