Бумблете В.И. Методология и организация физического воспитания в техникуме

Материалы всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” февраль 2017 г.

Методология и организация физического воспитания в техникуме

Methodology and organization of physical education in college 

Бумблете Вита Игнацасовна

преподаватель  ОГБПОУ ЧМТ,  г. Черемхово

 Аннотация. О сущности физической культуры, ее социальных функций и форм, проблематики и методологии исследований выяснили в этой статье.

Annotation. The issues of the physical culture’s essence, its social functions and forms, of issues and research methodology are found out in this article.

Ключевые слова: Физическое воспитание, теория, метод, личность, студенты, здоровье, общество.

Keywords: Physical education, theory, method, personality, students, health, society.

 

«Без стремления к научной работе учитель … неизбежно попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается … Без постоянного стремления к науке его деятельность теряет ту одухотворенность, без которой все обучение превращается в натаскивание и дрессировку…»

А. Дистерверг

 

В гуманном обществе теория физической культуры, как и все отрасли науки, непосредственно касающиеся судьбы человека, служит делу обеспечения его всестороннего гармоничного развития как активного члена общества. Теория физической культуры имеет серьезное познавательное, методологическое и практическое значение.

Выявляя объективные закономерности функционирования и развития физической культуры в обществе и формулируя на этой основе обобщенные научно-прикладные значения, теория позволяет верно ориентироваться в многообразии явлений физкультурной практики, помогает понять их главный смысл. Она вырабатывает принципиальные подходы к практическому использованию различных факторов физической культуры, служит тем самым научным руководством и действию. Истинность теоретических построений зависит в первую очередь от исходных методологических позиций. Разрабатывая принципы подхода к пониманию сущности физической культуры, ее общая теория и сама имеет методологическое значение. Ее функции в этом отношении состоит в том, чтобы, опираясь на философскую методологию и обобщенные результаты познания в своей области, вырабатывать единую научную конкретно-методологическую позицию в освещении различных форм, видов и разновидностей физической культуры, определять  генеральный аспект истолкования их структурных основ, функций и закономерностей взаимосвязанного использования.

В ходе строительства подлинно гуманного общества физическое воспитание мужи: общему делу создания условий для всестороннего гармоничного развития человека, воспитания социально активной личности, содействует эффективному использованию и умножению ценностей физической культуры в этих целях. [1]

Наряду с методами традиционного педагогического социологического

наблюдения в исследовании по теории физической культуры нами широко используется тестирование, основанное на выполнении испытуемыми двигательных заданий в строго регламентируемых условиях. Они применяются для оценки двигательных возможностей, физической подготовленности, ее отдельных компонентов и ступени их изменения под влиянием физической деятельности тестирования (мониторинга физической подготовленности) как важного инструмента с помощью которого выполняется контроль и проведение оценки эффективности процесса физического воспитания обучающихся техникума.

Все упражнения и дозировки подбираются согласно возрасту и с учетом морфофукциональных предпосылок для юношей и девушек. [2]

Диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к обучающимся позволяет нам спланировать

систему оздоровительных и физических упражнений. На новый учебный год, а обучающимся ориентироваться в том, как они физически развиты, в чем состоят их слабые и сильные стороны.

Таким образом, тестирование (мониторинговые исследования) выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности студентов техникума.

Для нас (техникума) физическое воспитание – обеспечение формирования основного фонда нужных в жизни двигательных умений и навыков в единстве с оптимизацией развития всех жизненно необходимых физических качеств и сопряженных с ними способностей человека, предупреждать нарушение здоровья и содействовать его упрочению. В целостно отлаженной системе воспитания специфическое содержание физического воспитания органически связывается с интеллектуальным, нравственным и эстетическим воспитанием. В такой сопряженности физическое воспитание приобретает значения одного из главных факторов становления и всестороннего развития личности. [3]

В процессе физического воспитания обучающих техникума формируем жизненную философию, убежденность в необходимости деятельного отношения не только к ценностям физической культуры, совершенствованию двигательных умений, навыков, развитию физических качеств, но и ценности здорового образа жизни, охватывающий широкий спектр философских, психологических, социальных, медицинских и других аспектов, тесно связанных со здоровьем.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в разных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радость наслаждения, свойственных здоровому человеку. Ценности здоровья значимы и для общественной жизни, при которой личность должна волновать здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение личности, определяя ее поведение в взаимодействие с окружающим миром.

Благодаря усвоенной информации обучающимися в образовательном процессе техникума формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером личности и определяющие стиль ее жизнедеятельности. Они отражают осознаваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира, а степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает обучающихся техникума уравновешенными, самодостаточными и социально защищенными, с высокими адаптивными способностями. [4]

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Игровой и соревновательный методы используем не только для комплексного совершенствования двигательной деятельности, но и развития морально-волевых качеств – самостоятельности, коллективизма, инициативности, находчивости, дисциплинированности. Соревновательный метод предполагает специальную предварительную подготовку, так как фактор соперничества создай особый эмоциональный и физиологический фон, способствующий максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Обсуждение игры или соревнования, обмен мнениями, оценками, смыслами, переживаниями способствуют адекватной самооценки, самоутверждению, развитию коммуникативных качеств. [5]

На занятиях создаем условия для проявления активной поисково-творческой позиции студента, повышение его самооценки, уверенное™ в реальности и посильности не только физкультурно-спортивной деятельности, но и самосовершенствования, саморазвития, формирования позитивного образа «Я» для оптимизации стиля жизни. Большое значение имеют индивидуальный подход, понимание внутреннего мира каждого студента, оказание ему дифференцированной помощи.

Физическое воспитание, предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием, приемов по поддержанию настроения и работоспособности, определяет способность личности к саморазвитию, проявление творчества в использовании средств физической культуры, отражает, отношение, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности. Чем обширнее эти связи, тем богаче пространство субъективности проявлений личности.

Для нас формирование физической культуры личности – это прежде всего

работа с ее духовным миром, установками, ценностями, взглядами, мировоззрением, мироощущением; развитие культурного самосознания, представлений о роли и месте физического воспитания в общечеловеческой культуре; саморазвитие и самоопределение.

С этих позиций образовательно-воспитательные приоритеты в физическом воспитании обучающие техникума охватывают воспитание ценностного отношения к собственной жизни, своей личности, физической культуре и спорту как средству духовного и телесного совершенствования.

Педагоги техникума в образовательном процессе показывают обучающимся логику развития научного знания, обучают их самостоятельно добывать знания, «создавать причинно-следственные связи явлений, пользуясь методами понимания и сотворчества, создавать условие для воспитания самоактуализирующейся личности, которая стремится максимально реализовать свой потенциал способностей, индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Список источников

  1. Мишарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — Н: Физкультура и спорт, 1978.
  2. Елагуш П.К. К теории тестирования двигательных способностей. — М.: Физ. культура спорт, 1982.
  3. Еяауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.
  4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. — М.:Издательский центр «Академия», 2012.
  5. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012.