Бурдинская Т.Ю. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам

Problems of recovery of arrears on taxes and duties

 

Бурдинская Татьяна Юрьевна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

tatyana_burdinskaya@bk.ru

 

Аннотация: в статье анализируются существующие проблемы, возникающие в процессе взыскания недоимок по налогам и сборам. В настоящей статье рассматриваются возможные последствия, возникающие в процессе роста недоимки. Также в настоящей статье предлагаются несколько путей решения существующих проблем.

Annotation: the article analyzes the existing problems in the process of recovery of arrears on taxes and duties. This article discusses the possible consequences that arise during the growth of arrears. Also in this article we offer several ways to solve existing problems.

Ключевые слова: налог, недоимка, сбор, задолженность, налогообложение, бюджет, управление, финансы.

Keywords: tax arrears collection, debt, taxation, budget, administration, finance.

Существующая, на современном этапе развития, система налогообложения в Российской Федерации не демонстрирует высокий уровень эффективности. В настоящий момент это связано с тем, что большая часть предпринимателей и организаций всеми возможными способами, в том числе и противозаконными, стараются снизить налоговые выплаты, уклониться от уплаты налога.

Образование задолженности по уплате установленных законодательством налогов и сборов процесс явно негативного характера, наносящий вред интересам государства и налогоплательщиков. Для налогоплательщиков отрицательное влияние образования задолженности по уплате налогов и сборов выражается в том, что при образовании задолженности к налогоплательщикам применяются санкции, в виде пени и штрафов, что приводит к еще большему увеличению задолженности. Для государства же отрицательное влияние выражается в уменьшении поступлений денежных средств в бюджет, что отрицательно сказывается на объемах финансирования социально-значимых сфер.

Необходимо учитывать, что основная цель налогов – обеспечить поступление денежных средств в бюджет государства. Но при этом налоги также не должны препятствовать динамичному развитию предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, а также не обременять граждан налогами, которые приведут к существенному снижению качества жизни. На основании изложенного можно сделать вывод, что налоговая система требует постоянного развития, с целью сохранения баланса между пополнением бюджета и сохранения темпа экономического развития.

Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее в тексте НК РФ), под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Также необходимо учитывать тот факт, что образование задолженности по уплате установленных законодательством налогов и сборов ведет к их принудительному взысканию. Это положение зафиксировано в статьях 46, 47 НК РФ. В данных статьях закреплены требования к решениям налоговых органах о принудительном взыскании, порядок, а также сроки для принудительного взыскания.

Например, в ст. 46 НК РФ закреплено, что налоговый орган может прибегнуть к принудительному взысканию налогов, сборов, пени и штрафов в срок, не превышающий двух месяцев со дня истечения срока уплаты налога, сбора, пени и штрафа, указанного в требовании об уплате налога. При этом, если налоговым органом был пропущен указанный срок, то он имеет право обратиться с требованием в суд, но и в данном случаем законодательно установлен срок, для обращения с требованиями о принудительном взыскании налогов, сборов, пени и штрафов. Этот срок составляет шесть месяцев со дня истечения срока об уплате налогов, сборов, пени и штрафов, указанного в требовании налогового органа.

Таблица 1

 

Анализ структуры совокупной задолженности по РФ за 2012-2014 годы, млн. руб. [1]

 

Показателина 01.01.13на 01.01.14на 01.01.15Абсолютное отклонениеОтносительное отклонение
Структура совокупной задолженности по РФ
Недоимка, в том числе:346 269384 939,5430 31684 047124%
Недоимка организаций, находящимися в процедуре банкротства64 57567 70377 30812 733120%
Урегулированная задолженность, в том числе:376 551380 398363 328-13 22396%
Реструктуризированная задолженность7 8135 8554 425-3 38857%
Отсроченные (рассроченные) платежи106294754784416516%
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства203 212217 113193 505-9 70795%
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами118 767117 910121 0632 296102%
Приостановленные к взысканию платежи46 06438 76639 448-6 61686%
Задолженность, невозможная к взысканию налоговым органом9 3308 13910 9701640118%

 

Исходя из информации, приведенной в таблице, следуют достаточно неутешительные выводы о том, что действующий механизм взыскания задолженность крайне неэффективен. Общей уровень недоимок в период с 2012 по 2014 год увеличился на 84 047 миллионов рублей, что составило примерно 24%. При этом необходимо учесть, что размер урегулированной задолженности снизился на 13 223 миллиона рулей, что составило, примерно, 4%.

Необходимо обратить внимание на ст. 59 НК РФ. Указанная статья устанавливает случаи, в которых недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным, признаются безнадежными к взысканию. Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ внес серьезное количество изменений в налоговое законодательство, в том числе изменениям подверглась и ст. 59 НК РФ. В 2014 году, благодаря настоящим изменениям, в Российской Федерации было списано налоговой задолженности на сумму в 191011 миллион рублей, что в очередной раз показывает низкую эффективность существующего механизма взыскания задолженности по уплате налогов и сборов. [2]

Под урегулированной принято понимать ту задолженность, по которой были предприняты все меры по ее снижению. В общем, из данных, изученных при проведении настоящего исследования, следует неутешительный вывод: текущая механизм взыскания задолженности по налогам и сборам неэффективен и неспособен в полной мере обеспечить защиту интересов государства. В настоящий момент прослеживается явная тенденция к снижению или списанию задолженности по налогам, пеням и штрафам вместо их взыскания. Все это связано с тем, что в настоящий момент объем совокупной задолженности всех налогоплательщиков крайне велик, многие налогоплательщики не имеют возможности погасить возникшие задолженности. Современная действительность отрицательно сказывается на экономическом развитии Российской Федерации – большие задолженности тормозят пополнение бюджета и процессы, финансируемые за счет бюджетных средств, при это задолженности по налогам, пени и штрафы отрицательно сказываются и на благосостоянии как физических, так и юридических лиц. [3]

В качестве рекомендаций по решению существующих проблем можно предложить следующее: попытаться максимально упростить процедуры для взыскания задолженности путем развития электронных сервисов; реформирование налогового законодательства, с целью избавление от коллизий и неточностей, существующих на сегодняшний день; совершенствования механизма уплаты налогов с целью его упрощения; также необходимо при проведении налоговых проверок уделять больше внимания лицам, умышленно уклоняющимся от уплаты установленных законодательством налогов и сборов, при этом уменьшить количество проверок добросовестных налогоплательщиков.

На современном этапе развития налогового законодательства у налоговых органов отсутствует эффективный механизм по борьбе с налоговой задолженностью, что отрицательно сказывается на темпах экономического развития в целом.

 

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016)
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»
  3. Низамова А.А., Конвисарова Е.В. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ­— 2016. — №4. — с. 1171-1177.
  4. Кузьмичева И.А., Королева Ю.С. Анализ поступлений налогов в региональные и местные бюджеты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. —№ 8. — с. 561–565.
  5. Бондарь О.А. Социально-экономические последствия сохранения и увеличения налоговой задолженности // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. —2014. — № 3. — с. 106–108.