Бюджетный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Бюджетный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы

совершенствования

The budget process in the Russian Federation: problems and prospects for improvement

 

Власова Елена Львовна

К.п.н., доцент ВСФ ФБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Зверева Виктория Андреевна

Zvereva Viktoriya Andreevna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vikyl28@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируется бюджетный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам совершенствования бюджетного процесса. Также в статье предлагается комплекс мер, который позволит повысить эффективность построения бюджетного процесса в Российской Федерации.

Annotation. This paper analyzes the budgetary process in the Russian Federation. Special attention is paid to problems and prospects of improvement of the budget process. The article also proposed a set of measures that will improve the efficiency of constructing the budget process in the Russian Federation.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетный процесс, бюджетная политика, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Key words: budget system, budget process, budget policy, budget revenues, budget expenditures, tax system, state budget.

На сегодняшний день бюджетная система России претерпела ряд изменений. Произошло формирование трех уровней бюджетной системы. Была реализована система устаревших основ построения бюджетной системы новыми принципами. Также осуществлена первая реформа в системе межбюджетных отношений. Продолжен процесс разделения функций бюджетов разных уровней.

Стоит сказать, что бюджетный процесс в России хоть имеет положительные стороны, но его содержание требует существенных изменений. Объяснить это можно тем, что в бюджетный процесс Российской Федерации не включены механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов. [1]

На протяжении последних лет проводятся исследования бюджетной системы Российской Федерации, которые позволяют выделить основные проблемы, требующие разрешения. К ним следует отнести:

—  незавершенность децентрализации бюджетной системы (межбюджетные отношения);

—  низкая эффективность расходования бюджетных средств;

—  совершенствование налоговой системы;

—  повышение эффективности (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;

—  совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

—  оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Данные проблемы могут быть разрешены посредством реализации бюджетной политики по следующим направлениям:

  1. Для решения проблемы межбюджетных отношений необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета. [3]
  2. Проблему низкой эффективности расходования бюджетных средств можно решить, пересмотрев структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений. [2]
  3. Повышение эффективности бюджетной политики в сфере доходов, включает:

− обеспечение качественного функционирования налоговой системы. Ключевым направлением политики в налоговой сфере должно стать обеспечение приемлемых фискальных условий деятельности для субъектов различных уровней бюджетной системы;

− формированием эффективной системы управления доходностью государственных активов. Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечили бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет государства;

 − оптимизация доходов от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, которые направлены на повышение прозрачности внешнеэкономических операций, которые обеспечивают рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

  1. Реализации качественной системы бюджетных расходов, которая ориентирована на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств.

Планирование бюджетной политики в сфере расходов бюджета государства в среднесрочной перспективе должно строиться на следующих основах:

−   расходы государственного бюджета формируются на основе реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

− формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;

−  реализация программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

  1. Эффективное управление активами и пассивами государства, переход к активному управлению государственным долгом.

Стоит создать эффективную систему управления зарубежными активами Российской Федерации. При этом есть необходимость разработать и провести операции по переводу части долга стран-должников перед в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Еще одной целью является совершенствование политики государства в кредитной сфере по отношению к странам дальнего зарубежья и государств-участников СНГ. Такое урегулирование станет способом долгосрочной экономической политики, которая будет направлена на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками. [4]

  1. Оптимизация бюджетного процесса упорядочение бюджетных процедур может происходить также путем:

−  перевода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

− обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;

− улучшения системы государственных закупок, которые обеспечивает конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

 − урегулирования имеющейся бюджетной дебиторской и кредиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

 − сохранения принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и др. [5]

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что несмотря на то, что на протяжении последних десятилетий бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

Библиографический список:

  1. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – ст. 3150.
  2. Годин А. М. Бюджетная система РФ: учеб. / А. М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорин. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2005. – 165 с.
  3. Поляк Г. Б. Бюджетная система Российской Федерации / Г. Б. Поляк. — М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005. – 245 с.
  4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Г. Б. Поляк. — 2-е изд. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 201 с.
  5. Романовский М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»: учеб. / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. – 145 с.