Чернигова Д. Р. Проблемы привлечения к административной ответственности в сфере земельных отношений

Проблемы привлечения к административной ответственности

в сфере земельных отношений

Problems of administrative prosecution in the sphere of the land relations

 

Чернигова Дина Рашитовна

Chernigova Dina Rashitovna

Магистрант ФГБОУ ВО БГУ, г. Иркутск,

chernigova.dina@yandex.ru

Аннотация. Проводится анализ нормативно-правовых норм и специальной литературы, на основании которых регламентируются принципы и порядок привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений в области земельных отношений.

Annotation. The analysis of standard precepts of law and special literature on the basis of which the principles and an order of prosecution for commission of administrative offenses in the field of the land relations are regulated is carried out.

Ключевые слова: административная ответственность; земельные отношения.

Keywords: administrative responsibility; land relations.

 

В результате жизнедеятельности общества и организации использования земельных ресурсов в государственной системе определяется возникновение земельных отношений, которые представляют собой специфическую форму производственных отношений, связанными с вопросами владения, пользования и распоряжения землей [3].

Основными элементами, рассматриваемыми, в земельных отношениях являются виды и формы собственности на землю, система хозяйствования на земле и механизмы управления земельными ресурсами, а также методы регулирования земельных отношений [8].

Как правило земельные отношения в государственной системе тесно взаимосвязаны с вопросами политического и социально-экономического характера, кроме того зависят от исторических, культурных, психологических и других ситуаций.

В результате развития организации использования земельных ресурсов в той или иной области складываются определенные отношения, к которым относятся все участники, обладающие земельными правами и несущие обязанности, в соответствие с земельным законодательством.

Поэтому возможные правонарушения, вызванные нерациональным использованием и незаконным оборотом земельных ресурсов, будут иметь важное по своим социальным последствиям значение для системы государственного управления в сфере земельных отношений.

Все выше перечисленные обстоятельства характеризуют необходимость тщательного изучения вопросов, раскрывающих суть указанных противоправных действий, в том числе определение порядка по привлечению к административной ответственности в области землепользования.

Земельная реформа в Российской Федерации в процессе своего формирования и достаточно сложного развития была направлена на закрепление частной собственности на землю и тем самым затронула все основные стороны правового регулирования в области земельных отношений. Регулирование вопросов о разграничении земель по формам собственности наряду с другими немаловажными спорами о собственности граждан и юридических лиц, к сожалению, остается на сегодняшний день весьма актуальным, несмотря на то что прошло уже почти 20 лет.

Так, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации [6] земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Учитывая то, что на сегодняшний день около 8% земельного фонда [2] страны прошли процесс государственной регистрации и учета и находятся в частной собственности, становится понятным тот факт, что объем работ по индивидуализации земельных участков и регулированию вопросов землепользования в рамках земельных правоотношений в Российской Федерации достаточно велик.

Стоит отметить, что проведенные преобразования в земельных правоотношениях повлекли за собой значительные изменения института охраны земель, таким образом сформирована новая система государственного контроля за использованием и охраной земель. В рамках сложившихся условий органы государственной власти в теоретическом и практическом плане постепенно стремятся сформировать более скоординированную, единообразную и эффективную систему управления в сфере земельных правоотношений [7]. 

Нарушение порядка и своевременности формирования федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности влечет за собой нарушения связанные с вопросами перераспределения земель, в том числе и различные нарушения в области распоряжения этими землями. Таким образом, проблемы в области земельных отношений, связанные с вопросами привлечения к административной ответственности за правонарушения требуют более тщательного научного обоснования и изучения. 

Правовое регулирование вопросов привлечения лиц к административной ответственности в земельной сфере, учитывая все указанные обстоятельства и отсутствие концептуального подхода к развитию земельного законодательства РФ определяется весьма как неудовлетворительным.

Рассматривая действующий КоАП РФ [5] следует учесть тот факт, что административная ответственность за земельные правоотношения регулируются главой 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», главой 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», главой 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель», главой 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

Другими словами, данный факт констатирует то, что отдельные составы административных правонарушений в сфере землепользования распределены по четырем главам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что характеризует отрицательную сторону данного законодательного акта.

Формирование такой классификации по объектам административных правонарушений не оправдало тех результатов, которые были направлены как на устранение правонарушений, так и на уточнение теоретико-методологического понимания в этой области.

Реализация института административной ответственности в сфере земельных правоотношений обусловлена имеющимися проблемами на теоретико-правовом уровне [4], на уровне нормотворчества, а также в области практического применения соответствующих правовых норм.

Среди них основными проблемами по мнению многих авторов можно выделить следующие:

  • недостаточная исследованность особенностей административной ответственности за земельные нарушения;
  • неопределенность в соотношении земельно-правовой ответственности и административной ответственности за земельные правонарушения;
  • неисследованность ряда специфических вопросов о наложении административных наказаний за эти правонарушения.

Таким образом, вопросы по регулированию административной ответственности в сфере использования и охраны земли носят проблемный разноплановый характер в рамках имеющейся нормотворческой базы.

Следует отметить, что имеющиеся различные нормативно правовые акты, направленные на регламентацию земельных правоотношений, находят свое отражение в разных источниках, что определяет недостаточный уровень правового регулирования административной ответственности в сфере землепользования [1].

Указанные обстоятельства могут способствовать возникновению бессистемности механизмов регулирования, а также возможного дублирования и несоответствия одних административно-правовых норм другим.

На уровне субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере земельных отношений можно наблюдать схожую ситуацию, когда этой сфере отводятся отдельные разделы соответствующих специализированных законодательных актов, другие же рассматривают вопросы данной проблемы в рамках отдельного состава административных правонарушений.

Помимо указанных ранее проблем, связанных с административной ответственностью в сфере использования и охраны земли следует выделить необходимость четкого разграничения компетенции субъектов административной юрисдикции в сфере землепользования.

Таким образом, рассматривая земельные правоотношения в рамках административных правонарушений возникает необходимость создания специального научно-обоснованного подхода и рассмотрения отдельных административно-правовых методов, направленных на регулирование ответственности за нарушения в сфере землепользования.

Сформировавшееся расширение границ правового статуса граждан, в том числе возникновение специальных обязанностей и запретов определяют необходимость изучения правового института административной ответственности за земельные правонарушения. В связи с этим, следует учесть возможное исключение ведомственного приоритета нормотворчества в данной сфере управления. Другими словами, необходимо преимущественно общее законодательное регулирование административной ответственности в сфере землепользования.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что без фундаментальных научных исследований проблем и механизмов привлечения лиц к административной ответственности за земельные правонарушения невозможно эффективное правовое регулирование этих проблем на законодательном уровне.

Библиографический список:

  1. Волкова Т.В. Правовое обеспечение управления земельными ресурсами в Российской Федерации: вопросы теории и практики. Саратов, 2006. С. 78.
  2. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в РФ в 2017г.» [Электронный ресурс] // Официальный сайт федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/ (дата обращения: 04.02.2019).
  3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник // Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31 декабря 2001 года.
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Российская газета. – 25 декабря. – 1993 года.
  7. Папаскири Т.В. Теория и практика разграничения земель по формам собственности на территории поселений/ Т.В. Папаскири, О.В. Шутова //под ред. Т.В. Папаскири. – М.: «Издательский дом ФОРУМ», 2005. – 152 с.
  8. Сулин М.А. Землеустройство: Учебник // М.А. Сулин. – М.: Колос, 2009. – 402с.