Что нужно знать инструктору физического воспитания о раннем развитии ребенка

Что нужно знать инструктору физического воспитания о раннем развитии ребенка


Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями.

После рождения ребенок имеет специфическую позу. Она определяется мышечным гипертонусом и проявляется согнутым положением головки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами, согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления способствуют повышению теплопродукции, уменьшению общей поверхности теплоотдачи, а также являются следствием вынужденного положения до рождения.

При некоторых формах патологии, таких как болезнь Дауна, некоторых формах детского церебрального паралича гипертонус может быть снижен. В случаях не связанных с генетической патологией целесообразно с помощью пассивных физических упражнений воздействовать на сниженный или разбалансированный тонус мышц. Для этого чаще используют массаж, плавание в бассейне для младенцев.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Следует отметить, что человеческая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже существует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными.

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка. Поэтому физическое развитие ребенка раннего возраста будет оказывать положительное влияние на различные функции нервной системы, способствовать правильному созреванию нервных центров.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка способна выдержать массу тела).

Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных.

Пяточный рефлекс, известный как рефлекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы.

Многие врожденные рефлексы (их сформированность) являются прогностическими критериями здоровья ребенка. Например, при детском церебральном параличе шагательный рефлекс может быть снижен, или ребенок при нем будет пытаться встать на носчки.

Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного. Эти рефлексы самые древние и их снижение является неблагоприятным прогностическим признаком здоровья ребенка.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.). Эти рефлексы помогают выявить на ранних стадиях отклонения в развитии того или иного анализатора. Поэтому очень важно наблюдать за любыми реакциями ребенка и вовремя реагировать на имеющиеся отклонения.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобре­сти определенные навыки поведения, привычки, которые по­том остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривыч­ную для него обстановку, то он нередко теряет приобретенные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры голов­ного мозга и распространение этого раздражения, что выража­ется в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с оп­ределенным уровнем развития органов чувств как перифери­ческих воспринимающих органов. Органами чувств являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совершенно.

У новорожденного нередко отмечается косоглазие из-за отсутствия содружественного движения обоих глазных яблок, у многих наблюдается светобоязнь, иногда отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2—4 нед. Слезные железы раз­виты, но слезоотделения еще нет вследствие недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребен­ка 1-го месяца жизни очень редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3—4-й неделе ребенок задерживает взор на яркой игрушке несколько секунд, в конце 2-го месяца жизни—несколько минут. После 3-го месяца ребенок фикси­рует взор на определенном предмете. С 6 месяцев дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их. Следовательно, окру­жающий мир ребенок познает через органы чувств.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь – вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2—3 месяца ребенок обычно «гулит»—это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начи­нает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные сло­ги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5—10 слов. На 2—3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому осо­бенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, воз­никая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быст­ро и бурно.

В понятие «здоровый ребенок» входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.

Определяющим и основным фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определен­ного распорядка жизни (режима), из привития ему необходи­мых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и обще­ния с другими детьми и со взрослыми.

Ребенок с первых дней жизни должен иметь определенный режим дня, который предусматривает прежде всего правиль­ную организацию сна и бодрствования. Новорожденный спит 20—22 ч и для него устанавливают лишь режим кормления. Дети в возрасте 2—3 месяца спят 16—18 ч, из них ночью 10— 11 ч, днем 6—7 ч 3—4 раза. Как правило, после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления — бодрствовать. В возрасте от 2,5—3 до 5—6 месяцев общая продолжительность сна составляет 16—16,5 ч (днем 3—4 раза по 1-2 ч).

С 5—6 до 9—10 месяца время бодрствования ребенка увеличи­вается до 2—2,5 ч подряд, общее количество сна равняется 15—16 ч в сутки, из них на дневной сон приходится около 5 ч.

В 9—10-месячном возрасте дети перехо­дят на двукратный дневной сон с промежутками бодрствова­ния от 2,5 до 3,5 ч, общая продолжительность сна равна 14,5—15 ч. Начиная с  2 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч и бодрствуют до 4,5—6 ч подряд.

Следовательно, с возрастом время бодрствования постепен­но увеличивается. Промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствую­щими развитию ребенка.

Режим детей дошкольного возраста (3—7 лет) следует строить с учетом того, что днем они спят 1 раз (2—2,5 ч) и ночной сон составляет 10—11 ч.

Принимать пищу ребенок должен в одни и те же часы, чис­ло кормлений зависит от возраста.

Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время, тогда у него постепенно вырабатывается привычка спать имен­но в эти часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тиши­не, при условии, если свет не падает ему в глаза, в хорошо про­ветренной комнате или с открытой форточкой. Нельзя укачи­вать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель. Са­мый лучший сон — на воздухе. Правильно, по сезону одетый ребенок очень быстро засыпает на улице и крепко спит.

Летом в жаркие дни следует оберегать ребенка от перегре­вания. Лучше всего уложить ребенка спать на свежем воздухе, причем кроватку надо поставить в тени, около деревьев, но если в комнате прохладнее, чем на улице, ребенка надо уло­жить в помещении с открытыми окнами.

Для детей второй половины года прогулка не только явля­ется оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение. На прогулке ребенок получает много разно­образных впечатлений, проявляет интерес ко всему окружаю­щему. Ребенок, умеющий ходить, во время прогулки встреча­ется с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости. В зимнее время на прогулку нужно брать санки, лопатки,  ле­том – ведерки, песочницы, корзиночки. Важно правильно одеть ребенка для прогулки. В холодное время одежда должна быть легкой, но теплой и удобной, чтобы не стеснять его дви­жений.

Игра в жизни ребенка — это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения — хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательно­сти, памяти, выработке определенных норм поведения, в игре закладываются основы будущего характера.

Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста. Ребенку в 2—3 месяца необходимо над кроваткой на высоте 50—75 см подвешивать крупную, яркую, блестящую игрушку. Ребенку старше 3 месяцев следует давать игрушку меньшего размера и вешать ее так, чтобы он мог схва­тить ее руками и удержать (погремушки с закругленными руч­ками и др.). С 9—10 месяцев ребенку следует показать, как нани­зывать кольца на палочку, катать мяч, открывать и закрывать коробочку, а затем давать эти предметы ребенку для само­стоятельной игры.

На 2-м году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Детям этого возра­ста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнооб­разной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные кар­тинки) .

В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

 С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются и дру­гие навыки (мыть руки перед едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым плат­ком).

Навыки самостоятельности следует развивать также при умывании, одевании и раздевании, привлекая ребенка к ак­тивному участию в этих процессах. Эти навыки прививаются детям легко и быстро, но при этом не следует допускать непри­ятных ощущений (при умывании—холодная или горячая вода, при одевании—неудобная, трудно застегивающаяся одежда, при еде—невкусная, например несоленая, пища и др.).

Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одеж­ду и обувь на место и даже вешать пальто на вешалку. Стар­шие дошкольники должны оказывать помощь младшим.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, следует особое внимание уделять уходу за полостью рта. Надо приучить детей после каждого приема пищи прополаскивать рот. В более стар­шем возрасте дети должны ежедневно чистить зубы.

Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного воз­раста. У школьника появляется новый режим дня, который должен неуклонно выполняться. Ложиться спать дети должны в определенные часы, продолжительность ночного сна 9—10 ч. До завтрака ребенок обязательно должен выполнять зарядку и закаливающую водную процедуру. После школьных занятий или до них ребенку следует не менее 2 ч быть на свежем воз­духе. Помимо игр, в режим дня ребенка школьного возраста включаются трудовые процессы как в школе, так и дома. Не­допустима перегрузка нервной системы детей любого возраста возбуждающими односторонними впечатлениями. Детям разре­шается смогреть по телевизору лишь те передачи, которые рекомендуются для просмотра в соответствующем возрасте. Методом борьбы с любым увлечением, связанным с неподвиж­ным пребыванием в помещении, порой плохо проветренном, с нагрузкой на зрение, должно являться не запрещение, а пропа­ганда и организация более здоровых и более увлекательных занятий.

Похожие материалы

  • Записи не найдены