Чугунова Н. Г. Основные этапы планирования и подготовки выездной налоговой проверки

Основные этапы планирования и подготовки выездной налоговой проверки

The main stages of the planning and preparation of field tax audit

 

Чугунова Наталья Геннадьевна

Chugunova Natalia Gennadievna

Студентка ФГБОУ ВО ИГАУ имени А. А. Ежевского, г. Иркутск

nata89526176007@mail.ru

Аннотация. Выездная налоговая проверка считается одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации. Выездная налоговая проверка для представителей налоговых органов — это, наиболее результативное мероприятие, направленное на восстановление нарушенного интереса государства, в результате проведения которого они с наибольшей вероятностью в состоянии обнаружить не честного налогоплательщика.

Annotation: Field tax audit is considered one of the most effective forms of tax control carried out in the territory of the Russian Federation. Field tax audit for representatives of tax authorities is the most effective measure aimed at restoring the state’s violated interest, as a result of which they are most likely in the state of advertising not an honest taxpayer.

Ключевые слова: налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налогоплательщик, принцип комплексности, принцип непрерывности, принцип оптимальности, предпроверочный анализ, анализ финансово-экономических показателей, камеральный анализ.

Keywords. tax audit, on-site tax audit, taxpayer, principle of complexity, continuity principle, optimality principle, pre-verification analysis, analysis of financial and economic indicators, desk analysis.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, основанная на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги.

 Планирование и подготовка выездных налоговых проверок являются первым этапом работы налоговой инспекции, где определяются перечень организаций, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, кадровые ресурсы, необходимые для их проведения [3]

Выездная налоговая проверка является самым затратным и трудоемким процессом для налоговой службы. На период проведения проверки требуется постоянное участие минимум одного проверяющего, Рассмотрим тапы планирования и подготовка выездных налоговых проверок [3].

В целях правильного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой инспекции необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация для анализа поступает как из внутренних, так и из внешних источников. К информации из внутренних источников можно отнести сведения, накопленные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций, лицевых счетов и т.п.

Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков является логическим продолжением камеральной проверки. Он позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения тем или иным плательщиком.Эти рекомендации являются одним из оснований для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок на предстоящий квартал [6].

Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории проводится на основании информации о деятельности всей совокупности или отдельных групп налогоплательщиков, имеющейся в АИС налоговых органов. Наибольший интерес, с точки зрения выбора объектов для выездной проверки, представляют налогоплательщики, показатели, работы которых существенно отличаются от средних показателей по всем налогоплательщикам или по однородной группе налогоплательщиков.  [1]

По результатам анализа отделом налоговой инспекции, ответственным за его проведение, готовятся рекомендации об отборе конкретных организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Они являются одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

На этапе выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок формируется «черновой» список налогоплательщиков, которых целесообразно включить в план проверок на предстоящий квартал. В этом списке фигурируют две категории плательщиков:

 – налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов;

– налогоплательщики, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения у них налоговых правонарушений. [4]

С учетом возможности инспекции по проведению выездных проверок «черновой» список анализируется с целью выбора из него таких налогоплательщиков, выездная налоговая проверка которых даст наибольший эффект при наименьших затратах ресурсов налоговой инспекции. При этом учитывается финансовое состояние налогоплательщика, т.е. возможность уплатить в бюджет суммы неуплаченных налогов, пени и налоговых санкций в случае их возможного доначисления по результатам проверки. [2]

Окончательный отбор плательщиков для включения в план выездных налоговых проверок осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе знаний и опыта налоговых инспекторов. Исходя из конкретных особенностей контролируемой территории, налоговой инспекцией могут быть использованы различные методы окончательного отбора. По результатам проведенного анализа также принимается решение о виде выездной налоговой проверки каждого плательщика (комплексная, тематическая), запланированной на предстоящий квартал. [4]

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться только при наличии серьезных оснований, таких как получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов, поручений правоохранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план, и т.п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

Целью предпроверочного анализа информации о налогоплательщиках, включенных в план выездных налоговых проверок, является выбор оптимальной концепции каждой конкретной проверки и создание благоприятных предпосылок для ее успешного проведения[5].

На стадии предпроверочного анализа решаются необходимые организационные вопросы, связанные с проверкой, собирается недостающая информация о налогоплательщике.

Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективным инструментом в налоговых сборах, эффективность которых достигается за счет отсутствия возможности у предпринимателя сфальсифицировать свою бухгалтерскую отчетность.

Библиографический список:

  1. Жемчужникова И.В. Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения [Электронный ресурс] / И.В. Жемчужникова // Налоги и финансы. – 2012. – № 2. – С. 21-35. – Электрон. текстовые дан. // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18608220.
  2. Кольцова Т.А. О планировании выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] / Т.А. Кольцова, Е.В. Пинигна // Академический вестник. – 2014. – № 2 (28). – С. 205-209. – Электрон. текстовые дан. // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21620807.
  3. Кузнецова А.В. Проблемы организации и проведения выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] / А.В. Кузнецова // Научный журнал. – 2016. – № 3 (4). – С. 42-43. – Электрон. текстовые дан. // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25631254.
  4. Шемякина М.С. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] / М.С. Шемякина, Е.Е. Соколова // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 5 (22). – С. 9-14. – Электрон. текстовые дан. // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22857704.
  5. Тяпкина М.Ф. Прогнозирование развития деятельности сельхозтоваропроизводителей на основе экономического мониторинга: Автореф. Дис. … канд. эконом. наук: 38.00.05. –  Улан-Удэ, 2004. – 22 с.
  6. Тяпкина М.Ф., Ильина Е.А. Сравнительная характеристика факторов инвестиционной привлекательности предприятия в России и зарубежных странах // Российский экономический интернет-журнал. – 2013. – № 3. – с. 42.