Давидюк И. В. Роль метода проектов в подготовке будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Право. Наука. Общество:  материалы Международной НПК (2 июня 2017 г., г. Иркутск)\

Роль метода проектов в подготовке будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений

The role of the project method in training of future elementary school teachers and educators of preschool educational institutions

 

Давидюк Ирина Валерьевна

Davidiuk Irina Valerievna

преподаватель ГБОУ ПО СПК им. П.К. Менькова, г. Севастополь

ira_5483@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается реализация метода проектов как одного из наиболее эффективных путей формирования основных компетенций у  будущих  учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Должное внимание уделяется раскрытию содержания базового понятия «метод проектов», автором предложены дополнительные этапы проектной деятельности, охарактеризованы возможности метода проектов  в подготовке будущих педагогов, определены   преимущества  проектной деятельности.

Annotation.  The article considers the realization of a project method as one of the most effective formation ways of main competences of future elementary school teachers and educators of preschool educational institutions. Proper attention is paid to the interpretation of the basic concept of the “project method”. The author presents additional stages of the project activity, the possibilities of the project method in training of future educational specialists are characterized, and the advantages of project activity are defined.

Ключевые слова: метод проектов, этапы проектной деятельности, учитель начальных классов, воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

Keywords: project method, stages of project activity, elementary school teacher, educator of a preschool educational institution.

 

Главной задачей современного профессионального образования является воспитание профессиональной личности, обладающей творческой активностью и лидерскими качествами, отличающейся инициативностью и самостоятельностью, способной системно мыслить и действовать, готовой обучаться в течение всей своей жизни.

Реализация новых целей профессионального  образования требует внедрения в учебный процесс новейших образовательных технологий, создания  новых условий для организации учебного процесса, адекватных поставленным целям обучения.  Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения,  игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий, метод проектов.

Одним из наиболее эффективных путей формирования основных компетенций у  будущих  учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений является реализация метода проектов,  позволяющего моделировать профессиональную деятельность обучающегося или области его социальной жизни, предполагающего совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Его понимают как технологию (Е.С.Полат); как метод обучения (А.Н.Щукин, Э.Г.Азимов); как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З.Х. Ботамева) и др. Автору близка  точка зрения Е.С.Полат, которая характеризует проектную деятельность как «совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности  реализовать данный метод на практике». [2]

Объединяет исследователей совпадение этапов подготовки проекта, их четыре: 1)организационно-подготовительный (выбор темы, формирование групп и др.); 2) планирование (составление плана, установление сроков, назначение ответственных и др.); 3) технологический(реализация плана проектной деятельности); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация проекта, обсуждение, саморефлексия, выдвижение новых проблем и др.). [1]

К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, полипарадигмальность – отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии проектной деятельности. Автор предлагает использовать в процессе создания любого проекта семь этапов.

Первый этап (организационно-подготовительный) включает формирование творческих групп по интересам или по выбору преподавателя; выбор темы, определение замысла проекта; определение целей, задач и ресурсов; составление тезисов. На данном этапе обучающиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают тему, выделяют микротемы, составляют  тезисы, а  преподаватель  проводит организационную работу, участвует в обсуждении тем, микротем, помогает в составлении тезисов, консультирует и др.

Второй этап (планирование проекта) необходим для разработки перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Этот этап включает определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; установление процедур и  критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами группы. Преподаватель  подсказывает необходимую и важную информацию, дает советы.

Третий этап (реализация проекта) подразделяется на выбор методов исследования, самостоятельную работу  обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта, промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях(на уроках и/или во внеурочное время). Преподаватель  консультирует, корректирует, координирует, дает советы.

Четвертый этап (подготовка к публичной защите) включает окончательное оформление результатов(продукта) проекта, подготовку публичного доклада. Преподаватель  консультирует, корректирует, координирует и др.

На пятом этапе («тихая презентация») обучающиеся представляют свои презентации, поделки, таблицы, схемы, доклады. Преподаватель  проводит «тихую проверку», уточняет, детализирует, редактирует, указывая на недочеты. Отсутствие этого этапа сразу чувствуется при защите проекта: нет четкости, доклад и презентация не соответствуют установленным требованиям и др.

Шестой этап – публичная защита («громкая презентация»). Обучающиеся представляют конечный результат своей работы и публично защищают его. Преподаватель и другие обучающиеся группы выступают в роли эксперта, оценивают представленный проект и выступления обучающихся.

Седьмой этап – рефлексия. Обучающиеся анализируют свое выступление, роль в процессе создания проекта. Преподаватель подводит итоги работы, комментирует и оценивает работу обучающихся, стараясь выделить работу всех, чтобы обучающиеся поняли свои удачи, неудачи, приняли свои и другие победы. Это очень важный этап, так как умение анализировать свои и чужие работы, высказывать замечания и принимать их  не всегда сформированы у современных обучающихся. В проектной деятельности важна не столько оценка преподавателя, сколько самооценка и взаимооценка.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений компетентности разрешения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проекта является решение обучающимся собственно установленных  проблем средствами проекта, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным.
  • позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любой учебной дисциплине, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, преподавателю;
  • проекты сплачивают обучающихся, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • проект позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда;
  • будущие педагоги в дальнейшей профессиональной деятельности могут использовать  свои проектные продукты.

Таким образом, в результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Система обучения обучающихся остается «открытой», в нее могут добавляться те или иные дидактические приемы, методы обучения. Занятия проектной деятельностью активизируют познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять  и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять ее для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер.

Список источников:

  1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.— М.: АРКТИ, 2013. — 110 с.
  2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др.— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.