Давидюк В. В. Системно-деятельностный подход на уроках математики

Системно-деятельностный подход на уроках математики

System-activity approach in mathematics lessons

Давидюк Вера Владимировна

Davidyuk Vera Vladimirovna

преподаватель ГБПОУ ИО  ААТТ, г. Ангарск

veradavidyuk@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается внедрение системно-деятельностного подхода в организацию образовательного процесса. Охарактеризованы этапы урока в рамках ФГОС, показаны конкретные приёмы работы педагога.

Annotation. The article deals with the introduction of the system-activity approach in the organization of the educational process. The stages of the lesson in the framework of GEF are characterized, specific methods of work of the teacher are shown.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, задача педагога, структура урока, этапы урока, приёмы работы.

Keywords: system-active approach, the task of the teacher, structure of lesson, stages of lesson, methods.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов ‑ их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности студента. [1]  Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует внедрение системно-деятельностного подхода в организацию образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. [2] Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать работу обучающихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить обучающегося фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной деятельности. [1] 

Технология системно-деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. [2]  Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Для построения урока в рамках ФГОС я придерживаюсь  следующей структуры урока:

1 Этап: Организационный момент.

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. На этом этапе педагог должен ответить на вопрос обучающихся «Зачем я это изучаю?».

Например: Сегодня на уроке мы попытаемся объединить теорию с практикой. И вы убедитесь, что геометрия не «сухая» наука, а знания, полученные на уроках геометрии, пригодятся в повседневной жизни.

2 Этап: Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Приёмы работы:

  • выявление и фиксирование в громкой речи появившихся затруднений.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Например: На доске набор фигур и набор формул. Обучающиеся сопоставляют фигуру и формулу.

3 Этап: Постановка целей и задач.

Цель этапа: отграничение «знания» и «незнания», обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Приёмы работы:

  • проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока;
  • создание проблемной ситуации.

На данном этапе ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ достижения цели. Этим процессом руководит педагог: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. Задаются наводящие вопросы и формулируется тема и цель урока.

Например:

Тема нашего урока «Площади геометрических тел».

Цель: Сегодня мы с вами научимся применять формулы к решению практических задач.

4 Этап: «Открытие нового знания» закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

На этом этапе формулируется типовая задача на применение выделенной системы знаний, выявляется метод (план) её решения.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством педагога. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

Например:

– Какая фигура на чертеже? 

– Вычислите её площадь? 

– Кто вычислил, запишите на доске. 

– На меньшей стороне треугольника постройте квадрат и вычислите его площадь. Полученный результат запишите.

– Какую фигуру получили? (Трапецию, которая состоит из прямоугольного треугольника и квадрата.)

– Вычислите её площадь. 

5 Этап: Практическая деятельность обучающихся.

Цель этапа: планирование способов достижения учебной цели.

Приёмы работы:

  • беседа, организованная преподавателем;
  • организация самостоятельной деятельности обучающихся (поиск ответа в учебнике, в справочной литературе);
  • выведение алгоритма.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы, обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, получая при необходимости консультацию преподавателя или товарища.

6 Этап: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Цель этапа: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Приёмы работы:

На этом этапе проходит оценка правильности выполнения чужой и собственной работы.

Например: по окончании практической работы педагог показывает или называет правильные ответы. Обучающиеся проводят сравнение работ с эталоном, самостоятельно находят ошибки, определяют их причины.

7 Этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: оценка результата достижения учебной цели.

Приёмы работы:

Идет оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке.

В соответствии с требованиями ФГОС педагог систематически обучает студентов осуществлять рефлексивное действие.

Например, обучающиеся самостоятельно решают логарифмическое неравенство, получают различные ответы. В свободном режиме идет обсуждение, кто прав. Делаем вывод, что при решении логарифмических неравенств важным шагом является определение вида монотонности функции.

На примере хочу показать, как я организую работу обучающихся в рамках системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.  

Обучающимся была поставлена задача: выяснить,  строго ли вертикальны стены в кабинете математики.  С помощью каких инструментов и каким образом  это можно сделать? Обучающиеся предложили  выполнить  это с помощью отвеса. Затем они строят математическую модель практической ситуации и выдвигают гипотезу: две плоскости перпендикулярны, если одна из них проходит через прямую, перпендикулярную второй. С помощью математических выкладок приходят к выводу, что выдвинутая ими гипотеза верна. Обучающиеся получили признак перпендикулярности плоскостей. А кроме этого, доказали, что применяемый на практике способ проверки вертикальности стен может быть теоретически обоснован.

В результате выполнения подобных заданий у обучающихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Таким образом, в условиях применения системно-деятельностного подхода отношение обучающихся к знаниям выглядит как  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Позиция педагога: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

В японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Библиографичекий список:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А. Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
  2. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.