Давыденко Л. Н. Игровая технология с применением практико-ориентированного подхода на учебном занятии по английскому языку

Игровая технология с применением  практико-ориентированного подхода на учебном занятии по английскому языку

The game technology with the use of a practical approach at the English lesson

 

Давыденко Любовь Николаевна

Davidenko Lyubov Nikolaevna,

преподаватель иностранного языка,

ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

nov-lyubov@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации учебной деятельности по иностранному языку с использованием игровой технологии обучения, анализируется возможность использования ролевой игры. Предложенные игровые ситуации связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающегося СПО и повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Annotation. The article discusses the question of the organization of educational activities in a foreign language with the use of game technologies in education, analyzes the possibility of using role-playing games. The proposed game situation connected with the future professional activity of a student of STRs and increase the motivation to learn a foreign language.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, игровая технология, коммуникативная компетенция, рейтинговая система оценки, ролевая игра.

Keywords: practical approach, game technology, communicative competence, a rating system, a role-playing game.

Повышение качества подготовки специалистов в техникуме неразрывно связано с совершенствованием образовательного процесса. Одним из основных направлений инновационного развития системы профобразования является внедрение современных педагогических технологий, которые ориентируют на практическую деятельность и обеспечивают наиболее эффективный результат. Инновационные практико-ориентированные технологии профобразования способствуют развитию познавательной активности, творческих способностей; учат оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал. Практико-ориентированное образование направлено на приобретение не только знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности с целью формирования профессиональных компетентностей.

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. Следовательно, одной из самых главных задач преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка. Из педагогического опыта именно игровая технология дает эффективный результат, поскольку в игре активизируются мыслительные процессы, совершенствуются речевые навыки студентов и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. [1]

Опираясь на результаты профессиональной деятельности, можно сказать, что для обучающихся,  наиболее перспективными являются ролевые и деловые игры. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальной занятости каждого обучающегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. Игра вводит обучающегося,  в реальный контекст человеческих отношений, представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную задачи. [2]

Игровая технология предполагает разные формы работы: в парах, больших и маленьких группах, при этом участники должны иметь возможность свободно перемещаться по аудитории, что создает атмосферу свободы, раскрепощения, реального ощущения ситуации.

Применение игровой технологии способствует выполнению важных задач по формированию коммуникативной компетенции, а именно:

  1. создание психологической готовности обучающегося к речевому общению;
  2. обеспечение естественной необходимости многократного повторения лексического материала;
  3. тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

Опыт применения игровой технологии был апробирован в группе обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» на учебном занятии по теме «Совершенствование навыков письма-приглашения на экскурсию в железнодорожный музей». Цель занятия: совершенствовать навыки написания письма-приглашения; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать интерес к профессии. Для ее реализации были поставлены следующие задачи:

  • создать текст письма-приглашения в музей под открытым небом «Кругобайкальская железная дорога»,
  • использовать в игровых ситуациях лексический материал профессиональной направленности,
  • представить результат исследования значимости знаний о железных дорогах разных стран для будущего железнодорожника.

Видео-экскурсия в железнодорожные музеи Британии: Liverpool Museum, Bluebell Railway museum, National Railway Museum, Museum of Science and Industry, Circum-Baikal Railway, текст со схемой письма, задания-упражнения, презентация к исследовательской работе, —  послужили сопровождением к учебному занятию, приблизили обучающихся к страноведческим реалиям и способствовали формированию общих и профессиональных компетенций.

По сценарию игры обучающиеся получают письмо-приглашение на экскурсию в железнодорожные музеи Британии. Две группы, собираясь в поездку, исследуют вопрос о железных дорогах мира, их значении для стран и делают вывод о необходимости этих знаний для будущих железнодорожников. Для успешной коммуникации они повторяют разговорные фразы, используя аудио и видео ресурсы. 

Таблица 1

Оценочный лист

ФИ           1. Фонетика /разговорные фразы/ 2. Устная речь 3. Письмо- /приглашение/ Итоги
Исследование о ж/д разных стран Диалоги путешествия Монологи о музеях
1 группа            
2 группа            

Далее происходит совершенствование навыков диалогической и монологической речи: покупка билетов в кассе, проверка кондуктором билетов в поезде, ситуативные беседы путешественников о целях поездки, предстоящих экскурсиях в музеи поездов. По возвращению группы делятся впечатлениями и пишут письмо-приглашение в музей Кругобайкальской железной дороги. Ролевая игра оценивается на каждом этапе. Группы оценивают друг друга в оценочном листе п.п. 1,3 по рейтинговой системе: 2 балла – отлично, 1 балл – хорошо, 0,5 балла слабый ответ, затем суммируют результаты трех этапов и анализируют проведенную игру, что, по сути, является рефлексивным этапом учебного занятия.

В заключении надо сказать, что представленная инновационная практико-ориентированная технология побуждает обучающегося к активности, а именно, вызывает познавательный интерес, несет творческий, исследовательский, состязательный, игровой характер, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся.

Игровая технология, основанная на практико-ориентированном подходе, повышает мотивацию к учебной деятельности и способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии.

Библиографический список:

  1. Конышева А. В. Игровой метод обучения иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2016. с. 52
  2. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 2010.с.142