Мастер-класс «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Новичкова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, учитель-логопед, МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»,  г.Зима

Скачать презентацию (С.В.Новичкова)

БАГАЖ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

Критерии современного урока с позиций здоровьесберегающих технологий

Соблюдение этапов урока

Деловая игра с элементами тренинга

Слайд 1

Тема: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Цель: обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

  • обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников под влиянием традиционных технологий проведения урока;
  • познакомить с методикой проведения интерактивных методов;
  • раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;
  • поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблички с опорными словами, клубок ниток, музыкальное сопровождение, памятки « Багаж знаний».

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группе кооперативного обучения,тренинг.

Форма: деловая игра с элементами тренинга.

Ход мастер-класса:

Слайд 2  I. Организационно-мотивационный этап

 «Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ «Начальная школа-Детский сад № 11» С.В. Новичкова.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Слайд 3

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Слайд 4

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  1. II. Основная часть (погружение в тему) Слайд 5

 Обоснование проблемы. Упражнение  «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

— Представьте, что вы находитесь на уроке ИЗО.  Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их на доске. Если слова повторяются, то ставлю  плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например, 1 место — здоровье, 2 место — семья и т.д.)

  1. Обсудить проблему

 — Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

(Варианты ответов).

Принятие решения       2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

 — Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Слайд 6

 — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Вопрос: Если наполовину наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

  • Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на сохранение здоровья.
  • Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
  • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается  важный результат — получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.
  • Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Вопрос: Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

Слайд 7     

Ответы педагогов:

  • технологии развивающего обучения;
  • технологии развития критического мышления;
  • интерактивные методы обучения;
  • тренинговые технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить  шк-ку  возможность сохранения  здоровья  за  период  обучения  в  школе.  Одна  из  приоритетных  задач  реформирования  образования  является  сбережение  и  укрепление  здоровья  уч-ся, устранение  перезагрузки. На практике я использую такие приемы здоровьесбережения, как Слайд 8        

Создаю психологический климат на уроке:      Слайд 9

— Какой же смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

Слайд 10                       (читаю) Забота о Здоровье

Слайд 11       5. Задание на ассоциации

— На каждую букву этого слова назовите  слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

Задор

Движение

Оптимизм, образ жизни

Радость

Образованность

Восторг

————

Единство души и тела

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е

Слайд 12, 13

         Задание.

  • Выберите слова для характеристики здорового человека:

             красивый            ловкий            статный        крепкий

             сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

             сильный              румяный         толстый        подтянутый

-Так, что же такое здоровье?

– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).

Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.).

 Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

— Я уверена, что каждый учитель  на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать  выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки.

Цель мастер-класса – показать, что это не единственные составляющие данной  педагогической технологии.

Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка

 Слайд 14

(Табличка 1: Физиология),  но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.

Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи.

В первую очередь, нужно научить ребенка развить его познание (Табличка

: Познавательные потребности),  включая в урок много учебной информации. От этого дети утомляются.

Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.

(Таблица 3: Эмоции)

Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха.(Таблица 4: Успех)

Перед вами на доске четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?

Слайд 15

Как  известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.

Таким образом, Образование и здоровье неразделимы.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать  условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.

Прийти к этому невозможно,  применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.

Слайд 16

  Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?

  За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье.

Задача современного учителя — научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов  служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Слайд 17

  Специалисты предлагают в современный здоровьесберегающий урок включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми,  добывает  информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся. На 2 этапе — учащиеся задают вопросы.

На 3 этапе — учитель и дети находят на них ответы. Такой урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, с большей удовлетворенностью от  урока,  как у учителя, так и у учеников.

Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. А какие именно технологии можно отнести к здоровьесберегающим?  (ответы педагогов).

Да, есть авторские технологии ученых-физиологов, но ими пользуются далеко не все. Но если любая современная педагогическая технология отвечает определенным требованиям, критериям, то её вполне можно тоже назвать здоровьесберегающей.

Слайд 18

Какими особенностями обладают здоровьесберегающие образовательные технологии?

«Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

  • отсутствие назидательности и авторитарности,
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья,
  • элементы индивидуализации обучения,
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
  • интерес к учебе, желание идти в школу,
  • наличие физкультминуток,
  • наличие гигиенического контроля.

Слайд 19

 «Основные принципы здоровьесберегающих  технологий»

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Вывод:

 — Наблюдения и наш опыт работы показывают, что методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности,  на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют достаточно времени  вопросам здоровья.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Слайд 20

 Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.

Слайд 21       III. Закрепление материала

  1. Игра «Волшебный клубок»

(Среди участников мастер-класса  выбираются 6 человек  (по желанию). Они берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего, делают выводы по изученному материалу). 4 составляющих урока +

Снимаются таблички с доски и добавляются ещё 2: родители и учитель.

— В завершении нашего мастер-класса мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы.  Невозможна организация здоровьесберегающего урока  без грамотной деятельности учителя. И, конечно же, помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

(Учебная игра заключается в том, что участники мастер-класса выстраивают логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология).

Участники мастер-класса с табличками встают в круг, передают клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами. Затем одному из участников системы предлагают покинуть круг, не бросая нить. Естественно, что другие участники мастер-класса почувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, участники игры должны прийти к коллективному выводу, что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

! ! ! Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов

    — Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что  от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения.

Слайд 22, 23

Предлагаемый тест включает в себя 10 утверждений. При анализе этих утверждений целесообразнее всего использовать принцип «как правило», т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да»; если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

Наверное, вы уже поняли, что лучше быть откровенным перед самим собой. Информация, которая будет получена вами по итогам тестирования, полезна, прежде всего, для вас. Она позволит каждому поразмышлять над своими привычками, которые ухудшают состояние здоровья, и понять, что же нужно делать, каких правил придерживаться, чтобы сохранить своё здоровье в полном порядке на долгие годы.

Итак, тест «Моё здоровье».

  1. У меня часто плохой аппетит.
  2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
  3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
  4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
  5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
  6. Последнее время несколько прибавил в весе.
  7. У меня часто кружится голова.
  8. В настоящее время я курю.
  9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
  10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту. За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Слайд 24

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3 — 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм.

У каждого из вас, наверняка, есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации и т.д. мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом этими секретами. И каждый унес сегодня багаж с полезными советами от коллег по сохранению своего здоровья. Я предлагаю свою памятку упражнений.

Слайд 25   

  1. Упражнение “Чемодан пожеланий”

Я думаю вам пригодится «Багаж полезных советов по сохранению здоровья учителя» (раздать памятки).

Слайд 26

На этом я заканчиваю мастер-класс

10 заповедей здоровья:

  1. чёткий режим дня;
  2. свежий воздух;
  3. больше смеха;
  4. физическая активность;
  5. правильное питание;
  6. не иметь вредных привычек;
  7. любовь к себе и другим;
  8. занятия по душе («не делай того, что не хочешь»);
  9. личная гигиена;
  10. радость, хорошее настроение

Слайд 27

Если мы будем соблюдать правила, рекомендации то мы получим

Здорового, эмоционально благополучного педагога,  а это залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.

Учитель благодарит за работу на мастер-классе

Слайд 28

Будьте здоровы и научитесь

чувствовать себя и управлять собой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.