Дианова К.С. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов

Материалы всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” февраль 2017 г.

Особенности мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов

Features of motivation of educational activity of pupils of initial classes 

Дианова Ксения Сергеевна

Dianova Kseniia Sergeevna

Педагог-психолог ЧОУ «Средняя школа Леонова»,  г. Иркутск

             Аннотация. В статье приведен анализ результатов изучения особенностей мотивации учебной деятельности учеников начальных классов: в котором отражены изменения ведущего мотива учебной деятельности в период с 1 по 4 класс. На основе анализа результатов исследования предложены рекомендации для родителей по развитию познавательных интересов младших школьников.

Annotation. The article presents the analysis of the results of studying the peculiarities of motivation of educational activity of pupils of initial classes: in reflecting changes leading motive of educational activity in the period from 1st to 4th grade. Based on the analysis of the study results offered recommendations for parents on the development of cognitive interests of younger students.

Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, обучение, активность, ведущий мотив.

Keywords: motivation, cognitive interest, learning, activity, leading motive.

Стремление к знаниям – одно из важнейших условий успешности обучения. Заинтересованный школьник учится лучше, быстрее и качественнее осваивает образовательную программу. Именно познавательный интерес ребенка является внутренней силой, побуждающей его к изучению нового, способствует устойчивой, положительной мотивации к учебной деятельности и ставит ученика в позицию активного субъекта образовательного процесса. И.А. Зимняя, характеризуя ученика как субъекта педагогического процесса, подчеркивает, что обучающийся «обучается сам при помощи других (педагога, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса». [1] Проявление субъектности в обучении возможно только в том случае, если учеником движут собственные познавательные потребности.

Познавательная активность личности претерпевает качественные изменения с течением жизни человека. В дошкольном возрасте познавательная активность проявляется в качестве реакции на новые ситуации: ребенок непроизвольно обращает внимание на предмет или явление, запоминает его, и это способствует закреплению первых знаний о мире. В младшем школьном возрасте по мере развития произвольности психических процессов познавательная активность проявляется в любознательности – целенаправленном интересе к знаниям и наукам. В подростковом возрасте на основе любознательности формируется творческая активность личности, как стремление к самостоятельному поиску решения учебных задач, оригинальность и новизна подхода, способность переносить знания, умения и навыки из одной области деятельности в другую. Взрослому человеку познавательная активность позволяет эффективно справляться с жизненными трудностями, самосовершенствоваться в различных сферах (профессиональной, личностной, творческой). Таким образом, познавательная активность помогает человеку осваивать окружающий мир и различные стороны жизни в каком бы возрасте он не находился.

Сегодня необходимость учиться в течение всей жизни – не только народная мудрость и тенденция современности, но и важный аспект государственной политики в области образования. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (ст.2). Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности» (ст.3. п.1). [2]

Следовательно, одной из актуальных задач современной школы является создание условий для проявления познавательной активности школьников, развитие стремления узнавать новое и самосовершенствоваться. Особая роль принадлежит начальной ступени обучения, так как именно в младших классах у ребенка формируются базовые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в дальнейшем. И это касается не только школьной программы: ребенок учится работать в коллективе, контролировать свое поведение, выстраивать отношения с одноклассниками и учителями, приобретает опыт преодоления трудностей. От успешности его деятельности и взаимодействия в образовательном пространстве школы во многом зависит его желание учиться и узнавать новое.

В целях определения основных направлений психопрофилактической работы, нами проведено изучение особенностей мотивации учащихся начальных классов. Всего в исследовании приняли участие 116 учеников начальных классов (1-4 класс). Диагностика учебной мотивации учащихся 1-х классов проводилась при помощи методики «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и проективной методики «Неоконченные предложения». Изучение мотивации учащихся 2-4 классов проводилось с использованием анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Таблица 1

Результаты изучения уровня учебной мотивации учащихся начальных классов

Классы Уровень мотивации (% учащихся)
Высокий Средний Низкий
1 79 21 0
2 45 19 36
3 8 25 67
4 41 33 26

 

Из таблицы 1 видно, что большинство учащихся 1-х классов отличаются высоким уровнем учебной мотивации, то есть посещают школу с желанием. Во 2-м и 3-м классах наблюдается снижение количества учащихся с высоким уровнем учебной мотивации и увеличение количества учащихся со средним и низким уровнями мотивации. В 4-х классах ситуация выравнивается примерно до уровня 3-х классов (количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации в 4-х классах меньше, чем в 3-х классах).

Полученные результаты обусловлены, на наш взгляд, не только индивидуальными особенностями учащихся, но и другими значимыми факторами: опыт преодоления трудностей (в учебе, в межличностном общении), с которыми ребенок сталкивается по мере обучения в школе,  во многом определяет отношение ребенка к школе и к процессу обучения в целом; дифференциация интересов ребенка проявляется в особенностях мотивации к учению – она становится избирательной (ребенку нравятся одни предметы, и не интересны другие).

Таблица 2

Результаты изучения ведущих мотивов учебной деятельности учащихся начальных

классов

Классы Ведущий мотив учебной деятельности (% учащихся)
Познавательный Социальный Позиционный Мотив получения оценки Игровой
1 79 6 3 12 0
2 26 19 19 0 36
3 4 4 25 0 67
4 11 30 33 0 26

 

Как видно из таблицы 2, познавательный мотив учебной деятельности преобладает у учащихся 1-х классов, у школьников 2-4 классов доминируют игровой и позиционный мотивы, а познавательный мотив проявляется в меньшей степени. Первоклассники приходят в школу со стремлением познавать новое, быть умнее, но становясь старше, предпочитают посещать школу для того, чтобы пообщаться с одноклассниками, акцентируют внимание на атрибутах школьника.

Полученные результаты подчеркивают важность организации работы по профилактике трудностей в обучении школьников, необходимость проведения мероприятий по сплочению классного коллектива и формированию познавательного интереса у учащихся начальных классов.

Педагогами начальных классов используются разнообразные методы, технологии, формы учебной и внеучебной деятельности, направленные на активизацию у учащихся познавательных потребностей. При этом нельзя забывать о том, что главную поддержку ребенку дают его родители. Нами разработаны следующие рекомендации для родителей по развитию познавательных интересов младших школьников:

  1. отвечать на вопросы ребенка, даже если их слишком много, вместе искать ответы на интересующие вопросы;
  2. беседовать с ребенком и интересоваться, что нового он узнал в школе;
  3. делать акцент на достижениях ребенка, поощрять стремление узнавать новое, экспериментировать;
  4. разгадывать загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, играть в логические игры, игры-путешествия;
  5. поощрять и оказывать необходимую помощь ребенку в участии в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;
  6. организовывать семейные выходы в музеи, на выставки, походы, выезды на природу и т.п.;
  7. обсуждать с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Результаты исследования мотивации учебной деятельности школьников и рекомендации были озвучены на родительском собрании. Важно отметить интерес родителей к предложенной теме и желание использовать предложенные рекомендации в практике.

Таким образом, стремление получать знания особенно ярко проявляется у учащихся 1-х классов, в дальнейшем происходит изменение ведущего мотива учебной деятельности: познавательные интересы учащихся замещаются интересом к общению с одноклассниками, позиционированием себя как самостоятельного школьника. В целях осуществления комплексного подхода в работе по повышению уровня мотивации и развитию познавательных интересов учащихся начальных классов нами акцентирована роль родителей в воспитании учащихся желания учиться.

Список источников

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».