Дорофеева А. С., Хохлова А. В. Коррупция в сфере образования

Коррупция в сфере образования

Corruption in education

 

Дорофеева Анастасия Сергеевна

Dorofeeva Anastasia

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

dorofeeva.2000@list.ru

Хохлова Анастасия Вячеславовна

Khokhlova Anastasia

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

KhokhlovA007@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется влияние коррупции в сфере высшего образовании, определено её место в данной сфере, сформулированы предложения о ликвидации данного явления на территории Российской Федерации и предложены пути решения о пресечения коррупции в сфере образования.

Annotation. The article analyzes the impact of corruption in the sphere of higher education, determines its place in this area, formulates proposals for the liquidation of this phenomenon in the territory of the Russian Federation, and suggests ways of resolving corruption in education.

Ключевые слова: коррупция, образование, взятка, Иркутская область, образовательная услуга, аккредитация.

Key words: corruption, education, bribe, Irkutsk region, educational service, accreditation.

Коррупция в государстве, во многом зависит от количества коррупционных скандалов отдельно взятых регионов и может являться одним из главных препятствий на пути к гражданскому обществу. Коррупция вытекает из множества проблем общества: моральных качеств человека; экономической и политической либерализации, которая не способна полностью искоренить коррупцию; бедность. Способами истребления коррупции принято считать: становление гражданского общества; ужесточение антикоррупционного законодательства; повышение прозрачности государственных структур. Все эти меры должны привести к более эффективному использованию денежной помощи и к расширению прав и возможностей местного населения.

Коррупция – это тайное использование прав, вытекающих из занятия государственной должности, ради удовлетворения собственных интересов.  [2]  В неё входят такие формы как, злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача и получение взятки; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица, хищение бюджетных средств, сбыт поддельных дипломов.

Исходя из данных, полученные ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), сумма взяток в сфере высшего образования в России ежегодно достигает более 600 миллионов долларов. Власть в России, на сегодняшний день, не готова противодействовать коррупции, особенно в сфере образования на муниципальном уровне.

Ответственность за взятки регламентируется только тремя статьями УК РФ. Две статьи касаются получение взятки (ст. 204, 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Статья 204 – подкуп (смягчённая статья, которую приписывают взяточникам из коммерческих вузов) и статья 290 – взятка (Приписывают взяточникам из государственных учреждений).

Коррупция в сфере образования выступает как проблемная ситуация в российской действительности. Проблемная ситуация – это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных).  [1]

К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

— нецелевое использование бюджетных средств;

— взятки при аккредитации учебных учреждений;

— незаконное получение свидетельств и документов об образовании;

— неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;

— вымогательство преподавателями во время сессии;

— дача взятки обучающимся преподавателю;

— давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи обучающимися экзамена или получения зачёта.

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

— низкий уровень оплаты труда преподавателей учебных заведений;

— недостаточно высокий социальный статус преподавателя в обществе;

— низкий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава образовательной организации;

— правовые проблемы критериев, по назначения на административные и руководящие должности в образовательной организации;

— формальное прохождение аттестации преподавательского состава, низкий уровень конкуренции при распределении учебной нагрузки;

— низкий уровень нравственного воспитания в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Проанализировав последние данные Судебного департамента России, за 2014 год по ст. 290 УК РФ за получение взяток было привлечено к уголовной ответственности 1625 человек, большинство из них — это мелкие взяточники. 14,6% были приговорены за взятки в размере до тысячи рублей, 41,9% свыше тысячи рублей, 21,5 % — это взятки в 50 тыс. рублей и более крупные взятки.

В сфере высшего образования коррупция проявляется на фоне аккредитации образовательных организаций и всё чаще можно заметить незаконные акты подкупа преподавателей со стороны студентов высших учебных заведений. Система аккредитации вузов в Российской Федерации не совершенна, обладает множество серьёзных недоработок и заслуживает особого внимания со стороны государства.

Коррупция в системе образования – это один из вида дополнительного дохода преподавателя, который рассматривается, как уголовное преступление. Но стоит отметить тот факт, что во времена задержки зарплаты на несколько месяцев у преподавателей не остается шансов на выживание. Подобная ситуация, в первую очередь, сказывается на ухудшении качества образования и уровня по преступности.

Прямые последствия коррупции в сфере образования заключаются в следующем:

  1. Отсутствие доступного образования, в случае если студент не дал взятку при поступлении;
  2. Продвижение на основе подкупа, а не личных заслуг (студента, учреждения и др.);
  3. Осуществление процесса, когда коррупция превращается в социальную норму, при котором большая часть населения начинает верить в миф о том, что взятка лучше профессиональных навыков.

Чтобы начать предлагать методы борьбы с коррупцией в сфере образования нужно изучить судебную практику по противодействию коррупции. Осветим случай из Иркутской области.

  1. Доцент ИГМУ (Иркутский государственный медицинский институт) была осуждена за получение взятки в размере 18 тысяч рублей. Как сообщает СУ СКР (Следственное управление Следственного Комитета России) по Иркутской области: «…установленный случай получения взятки данным преподавателем не является единичным»;
  2. Преподаватель ИрНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет) получил 43 тысячи рублей за проставленный им экзамен по предмету «Финансы» в 2014 году;
  3. Также преподаватель из ИрНИТУ в марте 2014 года был задержан за взяточничество со всей группы обучающихся, которые не могли сдать уже довольно продолжительное время.
  4. Как сообщает ПАСМИ (Первое Антикоррупционное СМИ (Средства Массовой Информации), что в ИрГУПС (Иркутский государственный университет путей сообщения) поймана преподавательница, которая через посредника (брат осужденной) брала за написание диплома – 45 тысяч рублей.
  5. В Ангарске абитуриентка вуза через посредника дала взятку преподавателю в размере 50 тысяч рублей.
  6. Также в Ангарске зафиксировано ещё два случая дачи взятки. Мужчина 30 лет и девушка 21 года, чтобы поступить на очное отделение, через посредников передали по 30 тысяч должностному лицу. Их приговорили, по ч. 3 ст.291 УК РФ, к выплате денежного штрафа девушке – 900 тысяч, мужчине с двумя детьми – 600 тысяч.

Исходя из всего вышесказанного мы предлагаем следующие пути решения данной проблемы:

  1. Основная проблема кроется в низкой заработной плате преподавательского состава и незаинтересованностью предметом обучающимися. Мы предлагаем повысить заработную плату преподавателям и ввести в образовательные учреждения специальные образовательные программы. «Меньше теории, больше практики». Так процесс станет намного эффективнее и интересней не только для обучающихся, но и педагогов.
  2. Во всех образовательных учреждения, мы предлагаем ввести новые образовательные программы касающиеся коррупции. В них включаются: кружки, лекции, творческие и научные конкурсы, которые должны привести к привлечению большого числа молодёжи к данной проблеме. Одним из таких проектов считается Научно-практическая конференция «Коррупции.NET», которая проводится в ВСФ РГУП (Восточно-Сибирский филиал Российского Государственного университета правосудия).
  3. Улучшить финансирование школ и создать программу по надзору за выделенными бюджетными средствами. Данная программа должна быть в открытом доступе для всех обучающихся, их родителей/опекунов. Так бюджет, выделенный из государственной казны, будет находится под строгим надзором и распределятся на общехозяйственные нужды образовательного учреждения.

Если вы стали очевидцем дачи или получения взятки вы можете обратится в следующие инстанции:

— Движение «Остановим коррупцию» в Иркутской области.

— Также на сайте прокуратуры по Иркутской области заполнить форму обратной связи по адресу: https://www.irkproc.ru/qa/14.html.

— В СУ СКР по Иркутской области заполните форму по адресу: http://irk.sledcom.ru/anti_corruption/anti_corruption.

Библиографический список:

  1. Барашева Е. В., Литвинова Н. Н. Анализ применения активных методов обучения правовым дисциплинам. Право. Наука. Общество:материалы Международной НПК. 2 июня 2017 г., г. Иркутск. 78 с.
  2. Норкин К. Б. Системные проблемы борьбы с коррупцией в России. Москва. 2010. 200 с.