Дошина Е.В. О внедрении элементов дуального обучения в ГБПОУ ИО Иркутский техникум транспорта и строительства

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

О внедрении элементов дуального обучения в ГБПОУ ИО Иркутский техникум

 транспорта и строительства

Organizational-pedagogical conditions for the introduction of dual-learning elements in the State Educational Establishment of the Irkutsk Technical School of Transport

and Construction

 

Дошина Елена Владимировна

Doshina Elena Vladimirovna

Зам. директора по УПР ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

elenadosina@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведены основные аспекты дуальной модели образования, преимущества для всех участников образовательного процесса (обучающийся, образовательная организация, работодатель), определены пути внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс, выявлен ряд трудностей.

Annotation. The article presents the main aspects of the dual model of education, advantages for all participants of the educational process (trainee, educational organization, employer), ways of introducing the elements of dual training into the educational process are identified, a number of difficulties are identified.

Ключевые слова: дуальное обучение, международные стандарты, технологии, социальное партнерство, практико-ориентированная  профессиональная подготовка.

Keywords: dual training, international standards, technology, social partnership, practice-oriented vocational training.

 

Система среднего профессионального образования – социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития.

В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям должна осуществляться в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. [1]

Ведущее место среди новых форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и российской педагогической практики, принадлежит сегодня дуальному обучению, последовательное внедрение которого в среднем профессиональном образовании,  является одной из целевых задач подготовки рабочих кадров.

В основу дуального обучения  положена идея, которая подразумевает ответственность предприятий, бизнеса за подготовку кадров, разделенную на равных с образовательной организацией. Внедрение элементов дуального обучения происходит  не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Вместо традиционной  подготовки  отдельным мастером  ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе  социального партнерства предприятий и профессиональных образовательных организаций.

Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте,  имеет возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание обучения  кругом специфичных проблем для данного производства.  Партнерство с учебным заведением  дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и в случае явного несоответствия  заблаговременно отказать  выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой.

При  дуальной целевой подготовке обучающийся приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки  оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. [2]

Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях, так как при приеме на работу работодателя интересует не столько  формат теоретических знаний выпускников техникума, сколько их готовность к  осуществлению  профессиональной деятельности и к скорой адаптации на рабочих местах.

Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины.

15 февраля 2017 года техникуму присвоен статус «Экспериментальная площадка федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме: «Развитие системы практико-ориентированной  профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании».

План экспериментальной работы направлен на развитие системы  взаимодействия Техникума с предприятиями-партнерами и  включает  разработку и реализацию образовательных программ совместно с работодателями с учетом потребностей рынка труда Иркутской области, а также на разработку и внедрение системы профессионального развития педагогических работников Техникума с учетом требований ФГОС СПО и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения».

Внедрение элементов дуального обучения позволяет более ответственно подойти к вопросу профессиональной компетентности педагога.

В начале экспериментальной работы в целях диагностики исходного уровня компетентностной составляющей, педагоги провели самооценку по предложенной анкете. Анкета составлена с учетом требований профессионального стандарта педагога. Результаты анкетирования показали, что уровень готовности педагогов к работе в новых условиях достаточно высокий.

Но это только начало непростой работы, требующей системности и последовательности. Известно, что включение элементов дуального обучения в образовательный процесс сегодня сопряжено с рядом трудностей. Слабое развитие сетевой формы реализации образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе с участием предприятий, во многом связано с противоречивостью и неполнотой соответствующей нормативной правовой базы. Не решены вопросы  межбюджетных трансферов, софинансирования подготовки. Увеличение доли практического обучения необходимо для  всех профессий и специальностей, а не только для ТОП-50.

 

Нужны нормативные правовые условия для привлечения ресурсов работодателей к проведению практики, включая развитие наставничества на производстве.

Тем не менее, сегодня нам стали понятными пути внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс:

  1. Прогноз потребности в кадрах (согласование заявки с работодателями)
  2. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся (повышение качества проведения массовых профориентационных мероприятий совместно с базовыми предприятиями, дни открытых дверей, дискуссионные площадки со школьниками)
  3. Обновление образовательных программ
  4. Организация учебной и производственной практик (предварительное обучение в тренажерном учебном классе, за каждым студентом закрепляется наставник, обучение на рабочем месте осуществляется в соответствии с учебным планом, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса)
  5. Оценка профессиональных квалификаций (экзамены (квалификационные), ГИА, World Skills Russia)

В заключении хотелось бы отметить, что использование инновационных технологий в обучении не только подогревает мотивацию обучаемых, не только делает теоретические занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию всех участников образовательного процесса включая работодателей.

Список источников:

  1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)
  2. Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 3 февраля 2014 г. В 7 частях. Часть II. М.: «АР-Консалт», 2014 г.- 170 с.