Дошина Е. В., Степовой О. Г. Организация учебной практики в технологии дуального обучения в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Организация учебной практики в технологии дуального обучения в

 ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Organization of practical training in the dual learning technologies in

GBPOU IO «Irkutsk College of Transport and Construction»

Дошина Елена Владимировна

Doshina Elena Vladimirovna

заместитель директора по УПР ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

elenadosina@mail.ru

Степовой Олег Геннадьевич

Stepovoy Oleg Gennadievich

заместитель начальника по управлению персоналом и социальным вопросам

 СЛД «Иркутское»,  г. Иркутск

o.g.stepovoy@tmh-servise.ru

Аннотация. В статье рассматривается новый подход к организации учебной практики обучающихся на базовых предприятиях техникума, суть которого в укреплении практической составляющей учебного процесса. Авторы описывают организацию учебной практики обучающихся в технологии дуального обучения через призму наставничества на производстве.

Annotation. The article discusses a new approach to the organization of educational practice of students at the basic enterprises of the College, the essence of which is to strengthen the practical component of the educational process. The authors describe the organization of educational practice of students in the technology of dual training through the prism of mentoring in the workplace.

Ключевые слова: технология дуального обучения, базовые предприятия, наставник, практико-ориентированная профессиональная подготовка.

Keywords: dual technology education, basic enterprise, mentor, practice-oriented training.

Ведущее место среди новых форм и видов обучения занимает дуальное обучение, последовательное внедрение которого в среднем профессиональном образовании является одной из целевых задач подготовки востребованных рабочих кадров.

Дуальное обучение – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Дуальная система подготовки кадров характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение в образовательном учреждении. Вместе с тем, дуальное образование – это больше, чем практико-ориентированные образовательные технологии. Это иной, более гибкий и мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и труда; метод, позволяющий сократить дисбаланс между качеством образования и актуальными требованиями высокотехнологичных производств. [1]

Как мы видим, дуальная система образования отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, образовательных организаций, обучающихся. Для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах, на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации.

Для образовательной организации – дуальное обучение позволит повысить качество профессионального образования, развить материально-техническую базу, повысить процент трудоустройства выпускников.

Для обучающихся – возможность приобрести на ранних стадиях обучения необходимые профессиональные компетенции, развить личностные качества, такие как умение работать в команде, самостоятельность и ответственность за порученный участок деятельности, а также выработать навыки оптимального выбора технологического решения, адаптироваться к условиям производства. Помимо всего, обучающийся может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый молодым специалистам для трудоустройства.

Поэтому особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики. Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.

Одним из первопроходцев в Иркутской области стало наше образовательное учреждение Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» (далее – техникум).

Внедрение элементов дуального обучения в организацию учебной и производственной практик обучающихся описаны техникумом и размещены в методическом сборнике Министерства образования и науки российской федерации «Развитие практико-ориентированного профессионального образования в России». [2]

В результате сотрудничества техникума и сервисного локомотивного депо «Иркутское» (далее – базовое предприятие) по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс, мы вышли на новый уровень взаимодействия и приняли совместное решение о заключении договора о прохождении учебной и производственной практик в технологии дуального обучения. Договор направлен на практическую подготовку обучающихся по квалификации «Слесарь по ремонту подвижного состава» и ориентирован на специализацию базового предприятия, его материально-техническую базу с уникальным оборудованием и технологиями.

Реализация учебной практики обучающихся в технологии дуального обучения проходит рассредоточено в цехах на рабочих местах базового предприятия под руководством наставников (высококвалифицированных работников предприятия) чередуется с теоретическим обучением в техникуме. При этом программа учебной практики мобильна для всех подгрупп обучающихся (всего 5 подгрупп по 5 человек). Объединение обучающихся в 5 подгрупп обосновано тем, что они проходят практику в 5 разных цехах (аппаратный, периодический, цех электроники, электрических машин, инструментальный цех) согласно графику перемещений по цехам. Закрепление наставников за подгруппами в цехах регламентируются локальными актами базового предприятия.

Рассредоточенная форма проведения учебной практики отличается гибкостью и индивидуализацией: в техникуме обучающиеся овладевают основами профессиональной деятельности, на предприятии — закрепляют полученные навыки (3 дня — учеба в техникуме, 2 дня — работа на базовом предприятии).

После прохождения учебной практики комиссия, в состав которой входят административные работники и руководители (наставники) практики базового предприятия проводят промежуточную аттестацию, по результатам которой обучающиеся техникума зарекомендовавшие себя в соответствии с требованиями работодателя к будущему работнику, имеют возможность трудоустроиться в период прохождения производственной практики на базовом предприятии.

Благодаря такому подходу к организации учебной практики появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Это подогревает мотивацию обучаемых, делает теоретические занятия более разнообразными и интересными, способствует саморазвитию и самообразованию всех участников образовательного процесса включая преподавателей и работодателей.

Библиографический список:

  1. Есенина Е.Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электронный ресурс] Режим доступа: , дата обращения 21.02.2018
  2. Кейс ГБПОУ Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства»: «С наставниками рядом» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.firo.ru/ Мет_сборники_2017.pdf, дата обращения 11.03.2018