Дроботенко С. Н. Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Практико-ориентированный подход при организации внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся

Practice-oriented approach to organizing extracurricular self-study students

 

Дроботенко Светлана Николаевна

Drobotenko Svetlana Nikolaevna

зав.отделением, преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

svdrobotenko@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос практико-ориентированного подхода при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебным дисциплинам в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства», представлен результат работы обучающихся. Также, в статье обобщаются характерные черты и преимущества организации самостоятельной работы.

Annotation. The article discusses the practice-oriented approach to organizing extracurricular independent work of students in various academic disciplines in GBPOU IO ITTriS, shows the result of the work of students. Also, the article summarizes the characteristics and advantages of the organization of independent work.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, внеаудиторная самостоятельная работа, активные методы самостоятельной работы, профессиональная проба.

Keywords: practice-oriented approach, individual work extracurricular, active methods of independent operation, professional sample.

Известные международные организации (UNICEF, UNDP, Европейский Совет, OECD, Международный Совет Стандартов и другие) активно исследуют проблемы, связанные с встраиванием в различные системы образования компетентностно-ориентированного обучения. Европейский фонд образования в своих последних документах определил понятие «компетентность» как «способность использовать знание и квалификацию, которая позволяет сделать приобретенное знание действенным и применять его согласно с новыми обстоятельствами» (Eurydice 2002). Термином «компетентность» обозначаются самые разные явления: умственные действия (процессы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации (установки, диспозиции), особенности межличностного и конвенционального взаимодействия, практические умения, навыки и т. д. [1]

Современные работодатели, как правило, не формулируют требования относительно уровня знаний выпускников, которые улучшают успешность работы. Они формулируют недостатки образования, которые не позволяют достигать успеха. К этим недостаткам работодатели различных организаций в странах с развитой экономикой относят способность интегрировать и использовать знания в процесс принятия решений, неумение адаптироваться к изменениям, недостаток творческой активности. Общее пожелание работодателей состоит в том, чтобы образовательные учреждения производили индивидуумов, которые могут успешно работать в группах и руководить ими, понимают процессы новшеств и обладают творческой силой.

Изучение способности студентов достигать успешных результатов в образовании, выявили следующие характеристики выпускников, которые были отмечены работодателями как хорошо подготовленные к успешной работе.

  1. Независимость. Ответственные люди, которые могут независимо проанализировать, планировать, выполнять, и оценивать свою собственную деятельность.
  2. Самоуправление. Самоориентированные специалисты, которые могут идентифицировать, что им нужно в течение рабочего процесса, чтобы ставить цели и решать проблемы, управлять своим временем и делать усилия для получения обратной связи о качестве своей работы.
  3. Стремление к новому и самообучению, мотивация к познанию.
  4. Упорство в решении проблем. Для того чтобы достигать наилучшим образом результатов, умеют использовать различные ресурсы, используют различные стратегии, чтобы преодолеть трудности, которые возникают в процессе работы.
  5. Способность к бесконфликтному партнерству. Могут устанавливать необходимые взаимосвязи и решать социальные задачи.

Эти характеристики, на которых выстраиваются современные учебные стратегии образования заложены и в новых федеральных государственных образовательных стандартах. [2]

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) нового поколения определяют самостоятельную работу обучающихся как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса, при этом предусматривается обязательная как аудиторная, так и внеаудиторная самостоятельная работа.

В этих условиях важным аспектом является обеспечение эффективной самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста.

Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся и составляет не менее 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки.

В учебном процессе применяется два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Это логические задания, проблемные ситуации, заполнение таблиц, сравнение и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Для такой работы обучающимся представляются перечни работ по различным темам для самостоятельного выполнения. Ребята выбирают билеты с номерами заданий и приступают к работе. На выполнение различных видов самостоятельной работы затрачивается определенное время.

При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся, обязательно  следует учитывать вклад в общую цель изучения дисциплины или профессионального модуля.  При разработке рабочей программы учебной дисциплины и профессионального модуля, необходимо определить основные виды самостоятельной работы обучающихся, направленных на развитие ведущих компетенций и рассчитать трудоемкость самостоятельной работы. 

Анализ собственного педагогического опыта позволяет выделить четыре основные группы методов, которые сегодня используются мной для организации самостоятельной работы: репродуктивные, продуктивные, активные, интерактивные.

К репродуктивным относятся методы, направленные на систематизацию и закрепление знаний. Это — самостоятельная контрольная работа, подготовка к выступлению на семинаре, ответы на поставленные педагогом вопросы, тестирование и т.п.

Продуктивные методы направлены на поисково-творческую, практическую работу  и на получение заданного продукта деятельности. К ним относятся: подготовка доклада, реферата, написание эссе, составление портфолио, разработка проекта, макета и др. [3]

Активное обучение связано с проявлением собственной активности обучающегося. Задания для самостоятельной работы носят творческий, проблемный характер. Их выполнение требует развития способности к самоорганизации, самообучению, самоконтролю. Активные методы самостоятельной работы: деловая игра (или подготовка к участию в ней), проведение экспериментального исследования, наблюдение и анализ практических профессиональных ситуаций, самостоятельное составление и решение ситуационных задач и т.п.

С точки зрения компетентностного и практико-ориентированного подхода я использую и считаю эффективным интерактивное обучение. Интерактивность означает способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога. Причем, диалог в учебном процессе строится между всеми его участниками. В ходе интерактивного обучения обучающиеся максимально вовлечены в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать. Организация самостоятельной работы в интерактивном режиме имеет свои особенности: во-первых, меняется роль преподавателя, т.к. преподаватель выполняет функции тьютора, сопровождающего процесс самообразования; во-вторых, значительное место в организации самостоятельной работы занимают информационные технологии. Интернет дает возможность быстро ориентироваться в информационном потоке, помогает выработке собственной позиции и миропонимания; создает условия свободного общения, обмена мыслями и впечатлениями, несмотря на изоляцию, географическую удаленность; предоставляет условия демонстрации личных достижений; стимулирует творчество, создает условия для самовыражения личности и т.п.

Также, хочется обратить внимание еще на одно из условий практико-ориентированного подхода к самостоятельной работе — использование профессиональных проб.

Профессиональные пробы, обычно, применяют для профориентации школьников с целью ознакомления учащихся со спецификой разных профессий. Но, с точки зрения практико-ориентированного подхода применение профессиональных проб в учебном процессе является способом профессионализации обучения.

Отметим три, наиболее распространенных, вида содержания профессиональных проб:

  • решение профессиональных задач;
  • создание и моделирование трудовых действий
  • создание наглядных пособий, макетов и объяснение их действий.

Именно профессиональные пробы должны быть направлены на овладение обучающимися конкретными трудовыми действиями, знаниями и умениями, которые они приобретают при изучении дисциплин и модулей. [2]

Практико-ориентированый подход к организации самостоятельной работы обучающихся по учебным дисциплинам «Общий курс железных дорог», «Железные дороги» и «Охрана труда» в группах 1, 2 и 3 курсов в этом году проводилась с целью  систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Свои работы в виде макетов, презентаций, таблиц, наглядных пособий обучающиеся представляли и защищали на консультациях, отвечали на задаваемые вопросы по пройденному курсу. Вопросы задавал не только преподаватель, но и сами обучающиеся, которые показали не только знания по дисциплинам, но и свои умения, возможности, интересы, творчество и индивидуализм.

Таким образом, практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся в техникуме, представляет собой адекватный ответ на вызовы системе профессионального образования в виде Федерального государственного образовательного стандарта. Создаются условия для учета индивидуального образовательного запроса обучающихся, для формирования и закрепления в практической деятельности профессиональных компетенций, а также и для возможности активного участия работодателей в качестве социальных партнеров в совместных проектах.

На сегодня опыт использования практико-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы обучающихся показал, что основными трудностями для них выступают:

  • недостаточная сформированность аналитических умений;
  • высокая загруженность учебного процесса аудиторными занятиями;
  • недостаточное методическое обеспечение для осуществления практико-ориентированной самостоятельной работы.

Теоретический анализ практико-ориентированного подхода к организации самостоятельной работы студентов позволил сформулировать и некоторые выводы:

  • при разработке программ учебных дисциплин необходимо ориентироваться как на требования ФГОС к результатам обучения, так и на профессиональный стандарт по профессии, максимально приближая содержание курса и виды деятельности обучающихся к трудовым функциям;
  • при реализации программ в расписании занятий предусматривать специальное время для самостоятельной работы.
  • преподаватели должны тесно сотрудничать с работодателями и привлекать их к учебному процессу на взаимовыгодных условиях.

Следует отметить, что практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы помогает компенсировать недостаток практики в условиях современного среднего профессионального образования, мотивирует обучающихся на овладение профессией, дает возможность, начиная с первого курса, включить обучающихся в трудовую деятельность. Кроме этого, будущие рабочие кадры осваивают нормы, правила и ценности профессий и специальностей, развивают профессионально важные качества личности.

Библиографический список:

  1. Шумилова И.Н. Формы самостоятельной работы студента. Специфика их применения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №8. С. 182-186.
  2. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 108 с.
  3. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография/ В.И. Загвязинский. — М.: Логос, 2014. 140 с.