Дудченко Е.А. Формирование правильной осанки как предпосылка успешности в развитии двигательного творчества дошкольника

Формирование правильной осанки как предпосылка успешности в развитии двигательного творчества дошкольника

Formation of correct posture as a prerequisite for success in the development of preschooler motor creativity

Дудченко Елена Анатольевна

Dudchenko Elena Anatolyevna

Почетный работник общего образования Российской Федерации, инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №21 «Брусничка», г. Саянск, Иркутской области

dudchenko_65@mail.ru

Аннотация: В статье определено влияние подбора системы педагогических условий для формирования правильной осанки.

Annotation: The influence of the selection of pedagogical conditions for the formation of a correct posture is determined.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, нарушение осанки, оздоровительная работа, физические упражнения, создание условий.

Key words: preschool institution, violation of posture, recreational work, exercise, conditioning.

Основная образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлена разностороннее развитие ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность неотъемлемая часть этого развития, а вопрос сохранения осанки – составляющая здоровье ориентированной деятельности всех специалистов ДОУ: инструктора по физической культуре, воспитателей, медицинского персонала.

Как показывает диагностика, тридцать процентов дошкольников имеют отклонения в здоровье или их физическое развитие не соответствует нормам. Остро встал вопрос о сохранении осанки старших дошкольников. Специалистами нашего ДОУ, медперсоналом и родительской общественностью было вынесено решение совместной работы по укреплению здоровья, развитию базовой выносливости, совершенствованию двигательной активности старших дошкольников. На заседании «Центра сохранения и укрепления здоровья воспитанников», проведенном вместе с родителями, был намечен и структурирован долгосрочный проект «Виртуозы «Бруснички», где обозначено следующее:

— основополагающий акцент — комплексный вариант здоровье сохраняющей системы в ДОУ;

— здоровье сберегающая направленность образовательного пространства ДОУ;

— мотивационная готовность специалистов ДОУ работать в формате «Здоровье сбережение детей в повседневной профессиональной деятельности».

Определена цель проекта — поиск путей оздоровления дошкольников посредством создания условий в ДОУ для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, гармонично и физически развитой личности ребенка.

Намечены задачи проекта:

1.Укрепление здоровья детей, его сохранность на протяжении дошкольного детства.

2.Содействие своевременному и правильному развитию позвоночника ребенка.

3.Создание системы профилактической и оздоровительной работы.

  1. Совершенствование партнерских отношений в работе с родителями в целях эффективности функционирования проекта.

Обозначены благоприятные условия для эффективной реализации проекта:

— единое здоровье сберегающее пространство ДОУ и семьи;

— наличие у участников проекта мотивации на поиск эффективных

решений по вопросам коррекции и формирования правильной осанки детей;

— активное сотрудничество с родителями воспитанников в рамках сквозной программы «Здоровый ребенок»;

— разработка и внедрение программы ДОУ «Брусничкино» здоровье»;

— условия ДОУ, способствующие внедрению новой системы оздоровления.

Составление комплексов оздоровительных упражнений в проекте опиралось на опыт Л.В. Яковлевой и Р.А. Юдиной, авторов программы «Старт», игровой стретчинг для старших дошкольников.

В начале работы по проекту определили гипотезу, объект, проанализировали литературу этого направления, тесты для определения осанки детей

Объект изучения — педагогические мероприятия по сохранению осанки детей.

Предмет исследования — оздоровительная физкультура как эффективная деятельность в работе с дошкольниками по сохранению осанки.

Гипотеза исследования: работа по оздоровлению и профилактике нарушений осанки у детей будет иметь положительную динамику, если

– в ДОУ создана модель здоровье сбегающего пространства;

– система профилактической работы будет осуществляться при помощи методов оздоровления на момент проведения нетрадиционных педагогических мероприятий;

– уровень двигательной активности детей во время занятий должен быть высоким, эмоциональная сторона образовательной деятельности – положительной, связки коррекционных упражнений — интересны для детей

 Для получения результативности реализации проекта основополагающий вектор деятельности был направлен на организацию системы работы по физическому воспитанию в целом, спроектирована модель спортивного зала, помогающая коррекции и укреплению правильной осанки.

Следующим в практике работы над проектом стала работа клуба «Родительские университеты», где встречи специалистов с родителями были не столько обучающими, сколько — транслирующими опыт: педагоги делились своими знаниями и опытом, родители представляли опыт практического семейного воспитания по укреплению здоровья детей.

Заседания клуба имели познавательный, созидательный и продуктивный характер: родители знакомились с мероприятиями и достижениями воспитанников в вопросах сохранения осанки детей, участвовали в проектировании условий для домашнего тренажерного зала, принимали участие в составлении комплекса упражнений для занятий дома, вносили свои предложения в разработку индивидуальных маршрутов по оздоровлению. Работа в спортивном зале с дошкольниками на данном этапе была организована по следующим блокам:

Комплексы «на» и «у» гимнастической стены. Выполняются профилактические упражнения от простых до самых сложных. Учитывая определенное своеобразие исходного положения (закрепленное фиксирование, висы, т.д.) оказывается влияние на развитие основных мышц спины [3]. Из положения «вис» — дети выполняют «Стульчик», «Уголок», «Кольцо», «Птичка», «Бабочка».

Упражнения на «рукоходе» улучшают дыхание; развивают и укрепляют мышечный корсет, увеличивают объем грудной клетки, вестибулярного аппарата, формируют координацию движений при преодолении расстояния на руках – что эффективно влияет на состояние позвоночного столба – а, следовательно, на осанку в целом.

Занятия с элементами йоги способствуют развитию и укреплению суставов, формированию эластичности мышечных связок. Оказывают положительное влияние на основные системы жизнеобеспечения ребёнка: дыхательную, сердечно — сосудистую, зрительную и нервную[1]. Детям нравятся краткие по звучанию, знакомые по опыту игровой деятельности упражнения: «Кошка», «Змея», «Собака мордой вниз-вверх». У детей эти упражнения развивают воображение, наблюдательность, закрепляют память.

Тренировки с мячом-фитболом являются дополнительным стимулом для укрепления брюшного пресса, мышц спины. Они создают амортизирующее действие на опорно-двигательный и связочный аппарата, укрепляют мышечный каркас в целом[2]. Прокачивающее движение на мяче укрепляет позвоночник за счет вибрации, оказывающей положительное воздействие на межпозвоночные диски, усиливает эластичность тканей и подвижность суставов.

Тренажеры для детей – используются в профилактических целях для укрепления опорно-двигательного аппарата. Комплексное использование детских тренажеров позволяет дошкольнику снизить нагрузку на межпозвоночные диски. Поддержка спины не стесняет движений работающего ребенка, параллельный контроль посадки на тренажере, физиологически правильное положение позвоночника помогают ему заниматься длительное время.

Для формирования осанки немаловажное значение имеют упражнения и движения на гимнастической скамье. Основные движения с усложнением, различные передвижения по скамейке, а затем комплекс общеразвивающих упражнений на скамейках, который способствует самоконтролю ребёнка за своей осанкой, помогает закреплению правил для фиксирования положения тела.

Нашей инновационной методикой считаем то, что на любом из озвученных этапов дети осваивают упражнения, которые в дальнейшем, при использовании музыкального сопровождения, перерастают в музыкально-ритмический комплекс или композицию с оздоровительной направленностью. С этим, своеобразным, «концертным номером» мы выступаем перед родительской общественностью, при проведении «Дней открытых дверей» (а это гости учреждения, учителя МОУ СОШ №2, где учатся наши выпускники и пойдут в школу сегодняшние дошкольники), на городских мероприятиях: «Спартакиада дошкольников», «Парад выпускников», «День города».

На заключительном этапе проекта посредством медицинского обследования, тестирования детей и педагогов сделали вывод — гипотеза подтвердилась: при рационально-обустроенной среде зала, плотном контакте специалистов и родителей физические качества детей развиваются, осанка приобретает правильную форму, показатели здоровья имеют положительную динамику. На протяжении полных пяти лет у детей отсутствует диагноз «Нарушение осанки», выпускники успешны в школе, 85% выпускников результативно занимаются в секциях и спортивных клубах города.

Позитивным в работе над проектом считаем готовность и умение педагогов работать в формате « здоровье ориентированной педагогики».

Библиографический список:

1.Липень А.А. «Детская оздоровительная йога». – Спб.6 Питер, 2009г, стр 16.

2.Филирёва Ж.Е. Сайкина Е.Г. «Фитнес-Данс» Лечебно-профилактический танец, изд. «Детство-Пресс», 2007 г., стр. 311.

3.Юдина Р.А, Яковлева Л.В., Физическое развитие и здоровье. Программа «Старт», Методические рекомендации, Часть 1, изд. Владос, 2003г. стр. 133-134.