Дунаева Е. В. Развитие института условно – досрочного освобождения в советский период

Развитие института условно – досрочного освобождения в советский период

Development of the institution of conditional early release in the Soviet period

 

Дунаева Елена Валерьевна

Dunaeva Elena Valerevna

магистрант  ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

lena_71_23@mail.ru

Аннотация.  В статье рассматривается институт условно-досрочного освобождения от назначения наказания в советский период, его проблемы и положительные аспекты.

 Annotation.  in this article, the institution of conditional early release from the appointment of punishment in the soviet period, its problems and positive aspects is considered.

Ключевые слова: условно – досрочное освобождение от отбывания наказания, уголовно-процессуальный кодекс, ходатайство, суд.

Key words:  conditional early release from serving a sentence, a criminal procedure code, petition, court.

В СССР приняли Декрет под номером два «О Суде» от 07.03.1918 года, он стал законодательным документом, который закрепил положения об условно – досрочном освобождении.

Декретом были предусмотрены две формы условно – досрочного освобождения:

  1. Условно – досрочное освобождение;
  2. Безусловное досрочное освобождение.

Принятое 25.11.1918 года Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР утвердило инструкции «О досрочном освобождении». В инструкции было указано, что право принятия решения, затрагивающее  вопросы  условно – досрочного освобождения ложилось на судебные органы. Также, данным постановлением, был расширен перечень лиц, которые имеют право подавать ходатайство на рассмотрение заявки по условно – досрочному освобождению. К лицам, имевшим возможность подавать ходатайства, добавились ближайшие родственники заключенного. Также в принятых инструкциях была изложена рекомендательная информация по поводу необходимости проведения контроля за условно – досрочно освободившимися лицами. Однако на практике, из-за гражданской войны, реализовать эти рекомендации было достаточно трудно, а зачастую, невозможно.

Народным комиссариатом юстиции было утверждено постановление 7 августа 1920 года «Об изменении инструкции о досрочном освобождении», добавив в инструкции некоторые пункты. Таким образом, «Инструкция о досрочном освобождении» после 7 августа 1920 года пополнилась следующими пунктами:

  1. Запрет о поднятии вопроса о досрочном освобождении народными судами и революционными трибуналами, что поспособствовало объективному разрешению дел по существу.
  2. Обязательным условием для народного суда или революционного трибунала, который будет рассматривать делопроизводство по поводу досрочного освобождения, появилась необходимость при рассмотрении дела об УДО запрашивать уголовное дело, по которому заключенный был осужден. Данное условие было закреплено из-за военного положения в стране, так как в такие времена было достаточно проблематично узнать достоверную информацию о преступнике, а также о совершенном им преступлении.

После завершения Гражданской войны и революционных движений в 1922 году были утверждены Уголовный Кодекс, а также уголовно – процессуальный Кодекс РСФСР. Уголовный Кодекс в то время, определял возможность использования условно – досрочного освобождения по отношению к осужденным к лишению свободы, а также к принудительным работам только при условии отбытия половины назначенного изначально наказания.

Также Уголовным Кодексом были закреплены временные рамки для рассмотрения судом ходатайства об условно – досрочном освобождении. Уголовным законодательством было определен срок в один месяц для вынесения решения по поводу ходатайства об условно — досрочном освобождении. Участниками в судебном процессе, которые обязательно должны там находиться, Кодекс закрепил представителей губернской распределительной комиссии. Также не было возможности обжалования решения суда.

Уголовно – процессуальный Кодекс, который был утвержден ВЦИК 13.02.1923 года, выделил три статьи вопросам условно – досрочного освобождения.

При второй сессии ВЦИК ХІ созыва, которая прошла 16.10.1924 года, был утвержден Исправительно-трудовой Кодекс, который повлиял на применение условно – досрочного освобождения в стране. При анализе Уголовного законодательства УК РСФСР 22-го года,  можно сделать вывод, что решающее право всегда закреплялось за судами, а распределительная комиссия могла лишь поверхностно дать свою оценку. При вступлении в силу Исправительно-трудового Кодекса, право принятия решения было закреплено за распределительной комиссией.

Такие преобразования совершенствовали институт условно – досрочного освобождения от отбывания наказания, и в конечном итоге привели к изменению Уголовного законодательства. Суд имел возможность досрочно освобождать тех, кто заболел тяжелой неизлечимой болезнью. Во всех остальных ситуациях право принятия решения закреплялось за распределительной комиссией.

В Основных началах Уголовного Кодекса Советского Союза  от 31.10.1924 года условно – досрочное освобождение закреплялось в ІV разделе. [1]

Постановлением ЦИК СССР 25.02.1927 исключено условие о вынесении решения об условно – досрочном освобождении тем судом, который выносил изначальный приговор, а также судами того района, в котором располагается место лишения свободы осужденного.

Затем изменена статья 56 УК РСФСР 6 июня 1927 года. Появилась возможность предоставлять условно-досрочного освобождение лиц, приговоренных к любой срочной мере наказания. [2]

Функционирование института условно – досрочного освобождения в РСФСР постепенно расширялось, то уменьшалось. Нормы об условно – досрочном освобождении в 1939 году утратили свою юридическую силу. Возобновилось использование института условно – досрочного освобождения лишь в 1954 году. После смерти И.В. Сталина, в связи с политической ситуацией в стране, Президиумом Верховного Совета был принят Указ «О введении условно – досрочного освобождения из мест заключения» от 14.07.1954 года. [3]

В Указе закреплены некоторые условия для применения условно – досрочного освобождения к осужденному:

  1. Условно – досрочное освобождение было применимо лишь к людям, которые были осуждены к лишению свободы;
  2. Минимальный срок отбытия наказания для возможности подачи ходатайства составлял 2/3 периода наказания;
  3. Осужденный должен был доказать свое добросовестное отношение к труду, а также примерное поведение.

Закон, который был принят 11 июля 1969 года и назывался «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства СССР» дополнил ранее принятые Основы уголовного законодательства статьей 44-1. В данной статье были указаны лица, на которых действие условно – досрочного освобождения не распространялось.

Данный перечень лиц содержал:

  1. Особо опасных рецидивистов;
  2. Осужденных за особо опасные государственные преступления;
  3. Осужденных за бандитизм;
  4. Осужденных за противоправные действия, которые мешали работе исправительного учреждения.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. дополнил Основы законодательства ст. 23–2 и 44–2. Статья 23–2 гласила об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, закрепленным еще в 12 июня 1970 г Указом Президиума Верховного Совета СССР. [4]

Через 5 лет, Ст. 44–1 Основ уголовного законодательства (в редакции т 26 июля 1982 г.) и ст. 53–1 (в редакции от 3 декабря 1982г.) изменены, был введен запрет на условно-досрочное освобождение к лицам, осужденным за умышленные преступления более двух раз, если их судимость за прежние преступления не погашена.

Можно сделать вывод, что при Советской власти и в постсоветской период условно-досрочное освобождение от наказания было нацелено на достижение целей уголовного наказания при минимальных затратах.

Упразднение в 1939 г. законодательного регулирования условно-досрочного освобождения не повлекло отказа от данного института со стороны государства, и в 1954 г. было возобновлено.

Институт условно-досрочного освобождения от наказания менялся на протяжении всего периода времени советского государства. Изменялись и подходы к термину условно-досрочного освобождения. Изучение советской эпохи, развитие института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, выявление пробелов в законодательстве и положительных сторон позволяет определить какие меры стоит предпринимать для повышения уровня эффективности данного института сегодня.

Библиографический список:

  1. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по: Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР, 06.1922, N 80, ст.153; URL: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=901757374&nh=1(дата обращения 25.03.2018)
  2. Уголовный кодекс РСФСР от 1926 года. Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по: М.: Госюриздат, 1957 (Кодекс); Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР,06.12.26, N 80, ст.600 (постановление ВЦИК); URL: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=901757374&nh=1(дата обращения 21.04.2018)
  3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 7, Cт. 117.
  4. Самощенко И.С., Фарушкин М.Х. Ответственность по советскому законодательству // – 2013М. – c. 69.