Дыленова Т. В. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на основе исследовательского метода обучения при изучении профессиональных модулей

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на основе исследовательского метода обучения

при изучении профессиональных модулей

Formation of professional competences of students of pedagogical college on the basis of a research method of training at studying of professional modules

 

Дыленова Татьяна Васильевна

Dylenova Tatjana Vasiljevna
преподаватель ГБПОУ ИО БПК им.Д.Банзарова
tdylenova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье приводится опыт использования исследовательского метода обучения при формировании профессиональных компетенций в подготовке специалиста дошкольного образования. Представлены способы реализации  инновационного подхода в обучении при преподавании профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» в условиях модернизации профессионального образования.

Annotation. The article presents the experience of using the research method of training in the formation of professional competences in the training of pre-school education. The ways of realization of innovative approach in teaching at teaching of the professional module «the Organization of the actions directed on strengthening of health of the child and its physical development» in the conditions of modernization of vocational education are presented.

Ключевые слова: профессиональное образование, инновационный подход, исследовательский метод, профессиональные компетенции, профессиональный модуль.

Keywords: professional education, innovation approach, research method, professional competences, professional module.

Неоспоримо, что  благополучие государства во многом определяются не только ее экономическим развитием, но и качеством ее человеческого потенциала, уровнем образованности и компетентности специалистов различных сфер деятельности. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования.идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.[1] Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике образовательного процесса. Правительственная Стратегия модернизации образования декларирует, что в основу обновленного содержания профессионального образования будет положен компетентностный подход, который предполагает подготовить специалиста не только хорошо знающего теорию, но и умеющего применить свои теоретические познания в будущей профессиональной деятельности, то есть владеющего общими и профессиональными компетенциями. [3]

Такая система современного образования требует нового, инновационного подхода к методам преподавания в учебных заведениях среднего профессионального образования с целью развития определенных профессиональных компетенций.[1] Устойчивость формирования профессиональных компетенций определяется устойчивостью профессиональной направленности, устойчивыми мотивами по овладению навыками и умениями профессии, а также развитием профессионального интереса. Активность формирования профессиональных компетенций обнаруживается через познавательную активность, стремление личности в активной деятельности получить определенный объем информации и проявить свое творческое отношение к профессии через умения и навыки профессиональной деятельности.[3] Особенно это касается преподавания междисциплинарных курсов профессиональных модулей, где студенты воочию приобретают профессиональные компетенции.

Так, подготовка специалистов специальности «Дошкольное образование» предполагает освоение ими профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие». Профессиональная подготовка связана с развитием у студентов ряда общих и профессиональных компетенций:ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК.10 Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, ПК.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, ПК.2 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом, ПК.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима, ПК.4 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, ПК.5 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников, ПК.8 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений, ПК.9 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

В условиях модернизации образования формирование данных компетенций возможно на основе исследовательского метода обучения, который является одним из инновационных методов обучения. Исследовательская  форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Данный инновационный подход применялся автором статьи при преподавании междисциплинарного курса «Медико-биологические и социальные основы здоровья» профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития».

Студентами 3 курса специальности «Дошкольное образование» нашего колледжа была поставлена цель: изучить, как происходит физическое развитие в плане формирования опорно-двигательной системы у детей 5-6 лет. Для достижения данной цели  были поставлены задачи: выявить наличие  нарушений опорно-двигательного аппарата; сделать прогноз, насколько эти нарушения могут повлиять на дальнейшее физическое развитие детей,  и предложить пути профилактики этих нарушений в условиях детского сада. Работа проводилась на базе МБДОУ «Боханский детский сад №1» п.Бохан под руководством автора данной статьи в рамках исследовательской деятельности студентов при изучении дисциплины МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья. Для исследования была  привлечены дети 2 старших групп детского сада в количестве  32 человек (14 девочек – 43,75% и 18 мальчиков – 57, 25%). Наличие нарушения двигательного аппарата определялось по выявлению у детей плоскостопия – деформации стопы, характеризующейся уплощением ее свода. Данный вид нарушений опорно-двигательного аппарата широко распространен у детей, и, по оценкам специалистов, относится к болезням цивилизации и является современной проблемой здоровья, поскольку имеет вредные последствия. Возраст 5-6 лет — это тот нижний возрастной порог, когда можно определить наличие или отсутствие плоскостопия. 

Исследование проводилось методом плантографии. [4] В результате исследования было выявлено, что нарушения развития стопы имелись у 8 детей (25%): у 2 детей (6,26%) – уплощенная стопа , у 6 детей (18,75%)– плоская стопа. По половому составу результаты отличались. У девочек нарушения были у 2 детей (14,27%) – плоская стопа. У мальчиков нарушения выявлены у 6 детей(33,33%): у 2 детей(11.11%) – уплощенная стопа, у 4 детей(22,22%) – плоская стопа. Таким образом, действительно, у каждого четвертого ребенка имелись нарушения развития стопы. Если оставить без должного внимания этот факт, то на этапе начальной школы эти нарушения станут патологическими состояниями и дети не смогут справляться с теми физическими нагрузками, которые они будут испытывать в начальной школе.[6] Студенческой исследовательской группой был разработан комплекс физических упражнений игровой направленности, корректирующих патологию стопы, укрепляющих мышечно-связочный аппарат свода стопы. В исследованных группах студенты провели мастер-класс занятий по физическому воспитанию и профилактике развития плоскостопия у детей. Кроме того, воспитателям были предложены методические рекомендации по организации режимных мероприятий, по работе с родителями в плане предотвращения развития нарушений стопы.

По результатам данной исследовательской работы студенты сделали вывод о  необходимости соблюдения  преемственности при организации образовательной деятельности по физическому развитию дошкольника и обучающегося начальной школы. Так, необходимо планомерно, последовательно и систематически продолжать начатую в детском образовательном учреждении работу по профилактике нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и в условиях начальной школы. Необходимость этого проявляется в том, что выявленные, но не элиминированные до десятилетнего возраста нарушения развития стопы ведут к возникновению у ребенка упорных головных болей неясного генеза, повышенной утомляемости ребенка, снижению концентрации внимания, отечности и боли в ногах даже при незначительной нагрузке, развитию сколиза, остеохондроза, артрозов коленных, тазобедренных суставов, варикозному расширению вен нижних конечностей и даже патологии внутренних органов, например, половой системы у девочек.[5] Такой обучающийся не сможет справляться с образовательными программами и не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускнику начальной школы согласно новому ФГОС. Поэтому, в условиях реализации ФГОС, принцип преемственности является основополагающим и необходимым при организации образовательной деятельности по физическому развитию детей.[2]

В результате проведения исследовательской деятельности студенты дошкольного отделения имели возможность расширить свой кругозор по профессиональному модулю, границы владения знаниями в области медицины, получить опыт от практического их использования, научились проводить под контролем преподавателя медицинское обследование дошкольников, научились ставить цели, задачи исследования, оформлять результаты исследования в виде научного отчета, научились оценивать результаты исследования. Кроме того, студенты самостоятельно сделали вывод о необходимости преемственности физического воспитания детей и разработали методические рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, опора на исследовательский метод при формировании профессиональных компетенций в подготовке специалиста дошкольного образования является практико-ориентированный инновационный подходом, осуществляющим эффективность реализации профессиональных функций специалиста в условиях модернизации профессионального образования.

Библиографический список:

  1. Артерчук В. Д., Туровец Л. А. К вопросу обеспечения качества образования в вузах // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1-С.31
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. – 2011.- №1. – с.53-56

3.Давыдов Л. Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование.-2006.-№ 9.- с.43

  1. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 236c
  2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

6.Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. — №1. – с. 45-47