Экологическое воспитание школьников через творчество на занятиях по тестопластике

Автор: Мятюшева Надежда Валерьевна, педагог дополнительного образования МБУДО СЮТ г. Ангарска, Иркутской обл.

Экологическое воспитание школьников младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. Основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщении детей к природе. В результате  этого у детей  должно сформироваться понимание о бережном отношении к животному  и растительному миру.

Внеурочные занятия по предмету технология и  дополнительное образование в данной области — это та благоприятная среда, в которой  можно сформировать гуманное отношение к природе через  непосредственное получение информации об окружающем мире и изготовлении поделок своими руками. Дети, которым рассказали о том как живет то или иное животное, как оно выживает в природе, информация  отпечатывается в сознании, формирует его эмоциональное состояние. Учащиеся исходя из полученных знаний  создают  свой гуманный мир и выстраивают в нем отношения. Если ребенок слепил зверька своими руками, посмотрел в его глаза, пусть нарисованные краской, вряд ли он в будущем нанесет вред этому зверьку.

Я была одной из ведущих на сетевом проекте «По страницам Красной книги Иркутской области». На сайте проекта представлены   видео -инструкции  по изготовлению  изделий из соленого теста: Хорьки, Совы, байкальский сувенир нерпа.

На занятиях   можно провести беседу о Красной книге. Слепить Красную книгу,  как напоминание о том, что природа в опасности и многие виды животных и растений могут исчезнуть с лица земли.

В этом году я разработала ряд проектных задач, посвященных 2017 году — году экологии. Проектная задача «Куньи» состоит из двух занятий.

На первом занятии дети лепят хорьков, используя текстовую инструкцию с пошаговым фото. Для слабых учащихся можно предложить посмотреть видео-инструкцию Хорьки.

На втором занятии  нераскрашенные заготовки превращаются в разных зверьков из семейства «Куньи». Видео-фрагменты занятия.

Для того чтобы ввести детей в проектную задачу, им было предложено посмотреть видео-рассказ Максима Зверева «Хорек и лиса», созданного методистом МБУДО СЮТ  г. Ангарска Битюковой Галиной Анатольевной. Затем дети работали в малых группах над решением проектной задачи. У каждой группы была своя «рабочая страничка».

В 1-ом задании дети отгадали ребус в котором  определили название зверька

Во 2-ом-3-ом по текстовому  описанию окраски нашли картинку зверька

В 4-ом задании узнали интересную информацию об этом зверке и  рассказали ее другим группам.

В 5-ом задании практическая работа — раскрашивание  заготовки в соответствии с описанием.

Таким образом, дети познакомились с видами животных из  семейства куньих.

Аналогично проектной задачи «Куньи» можно провести проектную задачу «Байкальская нерпа», так как  нерпа в разные периоды жизни имеет разную окраску.

На занятиях можно посмотреть мультфильмы, снятые по «Байкала — озеро сказкам», в которых  показано  добро и зло, хорошие и плохие поступки. А потом слепить героев этих сказок. Таёжная сказка, Медвежьи истории.

Экологию ребёнок может познавать не только умом, но и руками!