Экспериментальная деятельность в ДОУ как основа формирования познавательного интереса у детей 4 – 5 лет при ознакомлении с неживой природой

Автор — Маркарян Марина Агасиновна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска № 131

В статье приведен пример экспериментальной деятельности с неживой природой. Данный материал может быть полезным для воспитателей ДОУ работающих с детьми среднего возраста.

Экспериментальная деятельность в ДОУ, как основа формирования познавательного интереса у детей 4 – 5 лет при ознакомлении с неживой природой.

Аннотация. В статье приведен пример экспериментальной деятельности с неживой природой. Данный материал может быть полезным для воспитателей ДОУ работающих с детьми среднего возраста.

Annotation. The article gives an example of experimental activity with inanimate nature. This material can be useful for educators of DOW working with middle-aged children.

Ключевые слова. Образовательная деятельность, эксперимент, неживая природа.

Keywords. Educational activity, experiment, inanimate nature.

Позновательно-исследовательская деятельность в детском саду особый вид интеллектуальной деятельности. Познавательная активность детей, направлена на исследование связей между явлениями окружающего мира природы, развитие самостоятельности, формирование способности к преобразованию для получения определенного результата.

Планирование образовательной деятельности выстроено таким образом, чтобы дети с интересом участвовали в экспериментальной деятельности: умели поддержать беседу, проявили свою любознательность, стремление к получению знаний, овладели активной речью, узнали названия окружающих предметов, действий, свойств. Также в рамках исследовательской деятельности дошкольники узнают о культурно-гигиенических навыках, научатся с удовольствием их исполнять.

Конспект оформлен в виде таблицы непосредственной образовательной деятельности, по образовательной области «позновательно-исследовательская деятельнось», составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Учебно-методический комплект. Две картины с одинаковым пейзажем в разное время года, лед в целлофановом пакетике, салфетки для рук, мнемокарточки.

 

Цель: развитие элементарные представления о неживой природе; представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, формирование действия «превращения»; о зиме и лете; учить соблюдать правила личной гиены, бережно относиться к воде.

Задачи:

обучающие: закреплять знания о временах года о зиме и лете; формировать умения делать выводы в процессе эксперимента, пользоваться полученными знаниями;

развивающие: развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; развитие способностей к преобразованию;

воспитательные: воспитание доброжелательного отношения к сверстникам во время совместной деятельности, бережного отношения к природе.

Планируемый результат: уметь наблюдать за изменениями температуры жидкости; проявлять интерес к окружающему миру природы; развить способность действовать опираясь на полученные знания.

Ход деятельности.

Этап деятельности Содержание (ход занятия со словами воспитателя) Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
I этап. Организационный Предварительная работа с детьми.

«Посмотрите, кисель уже остыл, пока вы собирали игрушки и мыли руки: кисель был горячий, а стал теплый».

 

 

 

 

 

«Дети, вода очень ценная жидкость на нашей планете. На Земле есть такие места, где чистой воды практически нет. Поэтому мы должны беречь воду».

 

 

Работа с родителями.

Заранее заморозьте лед в морозильной камере. Предложите ребенку положить кусочек льда на блюдце и понаблюдать за превращением льда в воду.

Побеседуйте с ребенком о временах года: «Осенью все начинает замерзать (лужи), вместо дождя идет снег. Зимой везде лед и снег. Весной лед и снег тают, превращаются в воду».

Во время завтрака и обеда обращать внимание детей на различную температуру жидкой пищи: горячий суп – холодный сок, суп горячее, чем кисель; на снижение температуры жидкости со временем.

Во время мытья рук обращать внимание детей на рациональное использование воды.

 

Наблюдать за температурой пищи, за изменение температуры.

Участвовать в беседе с педагогом и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать за превращением кусочка льда в воду.

 

 

Называть времена года и соответствующие явления природы.

Уметь наблюдать за изменением температуры, правильно использовать слова «холодный», «горячий», уметь поддержать беседу.

 

Выражать положительные эмоции при соблюдении культурно-гигиенических навыков.

 

Проявлять интерес к исследовательской деятельности.

 

 

Проявлять интерес к окружающему миру природы, с интересом участвовать в сезонных наблюдениях.

II этап. Работа над проблемной ситуацией Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила куклу Катю. Она сидела очень грустная. Я спросила: «Почему она грустит?». Катя ответила: «Я ничего не знаю о воде». Я пригласила ее к нам, возможно, мы сможем помочь ей.

Ребята, что такое вода?

Вода – это жидкость. Она течет. Ею можно наполнить стакан, вазу. Можно перелить из одного сосуда в другой, или вылить.

А кому нужна вода?

Правильно, без воды нет жизни.

А что делает человек с водой?

 

 

 

Ребята, в прошлый раз мы говорили о превращениях. Скажите, какие бывают превращения?

Молодцы ребята, а еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин сначала был каким? (твердым). Молодцы, а потом мы его согрели в руках и он стал каким? (мягким). А что бывает мягким?

А что бывает твердым?

Ребята, а может ли твердое во что-нибудь превратиться?

 

Вот сейчас и посмотрим.

Ребята, посмотрите, потрогайте, что это такое?

Какой лед на ощупь?

Правильно, лед холодный, а ладошки у нас горячие. Давайте посмотрим, что будет, если мы согреем лед в ладошках?

Откуда взялась вода?

А кусочки льда, какими стали?

Во что превращается лед?

Ребята, давайте нарисуем превращение льда в воду.

А как узнать по нашему рисунку, что лед превратился в воду.

Правильно, ребята. Рисуем стрелку от кусочка льда к лужице воды. Теперь картинка показывает, что лед превратился в воду.

 

А когда можно увидеть лед?

Правильно, зимой.

А что зимой бывает?

 

Ребята, а когда не бывает снега и льда?

Правильно, летом тепло, можно в речке купаться. А зимой что с речкой происходит? А когда лед опять превратится в воду?

Значит когда тепло у нас вода, а когда холодно – лед. Физ.минутка «Скользкий лед»

Скользкий лед,

Скользкий лед,

А на нем пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед,

Но пингвин не упадет!

 

Показать куклу.

Усадить куклу на стул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздает детям пакетики со льдом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Вода – это жидкость.

 

 

 

 

Растениям, животным, человеку.

Готовит еду, стирает, поливает растения, моется.

Маленькое превращается в большое. Яйцо превращается в цыпленка.

Твердым.

Мягким.

 

 

 

 

 

 

Предположение детей.

 

Это лед.

 

 

Твердый, холодный.

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Вода получилась из льда.

Кусочки стали маленькими.

Лед превращается в воду.

Дети рисуют вместе с воспитателем кусочек льда и лужицу.

Нарисовать стрелку?

Лед можно увидеть зимой.

Лед, снег, холод, мороз.

Летом.

 

 

Речка зимой замерзает, на речке лед.

 

Когда станет тепло.

 

Вытягивают руки впереди себя и вращают запястьями;

Шагают на месте, имитируя движения пингвина.

Эмоциональная отзывчивость на образовательную деятельность.

Владеть активной речью, включенной в беседу. Знать названия окружающих предметов, действий, свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обладать элементарными представлениями о неживой природе.

Проявлять любознательность, стремление к получению знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладевать основными способами деятельности. Развивать мелкую моторику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развита крупная моторика, выносливость. Овладеть основными движениями.

III этап

Итоги

Ребята, мы много сегодня узнали о воде и говорили в начале занятия о том, что вода нужна человеку, чтобы мыться.

Давайте вспомним, как правильно мыть руки. Посмотрите на карточки и разложите их в правильной последовательности: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, вытираем руки полотенцем, закрываем кран, опускаем рукава.

 

Раздать детям мнемокарточки «Схема мытья рук».  

 

 

 

 

 

 

Раскладывают карточки в нужной последовательности.

 

Уметь соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Способность действовать опираясь на свои знания.

Позновательно-исследовательская деятельность дает возможность поддерживать устойчивый интерес к исследованию окружающего мира, активизировать мыслительные процессы, развить память через опыт личных ощущений, действий и переживаний дошкольника.

Библиографический список:

  1. Конина Е., Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. 2007 г.
  2. Королева Л., Позновательно-исследовательская деятельность в ДОУ. 2016 г.
  3. Пензулаева Л., Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3 – 7 лет. 2004 г.
  4. Тугушева Г., Чистякова А., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.