Залевская Анна Михайловна Экспертиза в дошкольной образовательной организации

Экспертиза в дошкольной образовательной организации

Examination in the preschool educational organization

Залевская Анна Михайловна

Zalevskaya Anna
магистрант ФГБОУ  ВО  ИГУ, г. Иркутск
Nyura.zalya@yandex.ru

 

Аннотация. В статье мы попытались раскрыть вопрос, который на сегодняшний день является актуальным и не до конца изученным. Экспертиза в контексте исследования образовательного процесса ДОУ не является последовательным действом, так как не существует общего регламента, а есть лишь отдельные рекомендации. Разграничив понятия «оценка» и «экспертиза», можно сделать выводы о важности и значимости процедуры экспертизы в ДОУ, как организации предоставляющей образовательные услуги.

Abstract.  In the article we have tried to reveal a question that is relevant today and not fully studied. Examination in the context of the study of the educational process of  DOО is not a consistent action, as there is no General regulation, and there are only some recommendations. Distinguishing between the concepts «assessment» and «examination», it is possible to draw conclusions about the importance and relevance of the assessment procedure in preschool, the organization providing educational services.

Ключевые слова: оценка, экспертиза, экспертное заключение, образовательный процесс.

Key: evaluation, expertise, expert opinion, educational process.

Для того,   чтобы определить, возможна ли экспертиза в ДОО, либо только оценка качества образования, нужно разграничить эти понятия.

Согласно таким авторам, как В. А. Гуружапов, Т. Г. Новикова и др., понятие «оценка» применяется для определения сущности экспертизы.

Мо мнению Т.И. Горбунова, оценка – это сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого. Наличие эквивалента является наиболее важным фактором, именно оно отличает процесс оценки от процесса познания.

Таким образом, оценка используется только тогда, когда нужно измерить составляющие процесса, используя определенную меру.

По мнению М.Л.Братченко, экспертиза – это особый вид изучения происходящего, который дает возможность увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить, который осуществляется компетентными специалистами, и в котором именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение.

М.М. Князева формулирует экспертизу как некую аналитическую процедуру, направленную на получение аргументированного представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности. Под результатом здесь понимается любого рода целостный объект, параметры которого распознаваемы и взаимосвязаны.

Проанализировав данные понятия, мы имеем следующее, экспертиза – это исследование, которое направлено на обследование целостного процесса, в котором оценка является лишь составляющей процедурой.

Часто мы слышим выражение «экспертные оценки». Зная семантику обеих понятий, мы можем выделить, что это количественные или бальные оценки экспертов, какого-либо явления или процесса, не поддающихся непосредственному измерению.

Отсюда следует вывод, что предметом экспертизы в образовании является не установление соответствия его результатов каким-либо нормам, а сам процесс деятельности и его динамика во всех областях (педагогической, управленческой).

Применима ли экспертиза в дошкольном образовании?

В экспертизе главное следует определить наличие динамики, то есть изменения качественных и количественных показателей, происходит ли изменение содержания образования, появляются ли новые способы взаимодействия между участниками образовательного процесса, управленческие преобразования. Основное назначение экспертизы в образовании заключается в оказании помощи и поддержке коллективов образовательных учреждений в осуществлении тех или иных изменений и управления ими, как на этапе формирования замысла (проектирования), так и его реализации.

Какие области в дошкольной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, можно подвергать экспертизе? Для полноценного представления об устройстве дошкольной организации необходимо погрузиться в Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором прописаны требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации, включающие психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые стороны организации.

Существующие методы внутренней и внешней экспертизы образовательного процесса ДОУ направлены на оценку качества образования, цели и предмет которых четко определены.

Для внутренней экспертизы организацией, с целью принятия решения о проведении процедуры, является администрация ДОУ, для внешней – органы управления образованием.

Целью внутренней экспертизы ДОУ является изучение состояния и совершенствование образовательного процесса, внешней – установления соответствия деятельности дошкольного учреждения государственным требованиям.

Предметом экспертизы и внутренней и внешней является образовательный процесс, только для внешней важна и сама деятельность образовательной организации.

Методами внутренней экспертизы могут являться беседы с педагогическими работниками, родителями и детьми, анкетирование, наблюдение, опрос, изучение документации. Для внешней экспертизы характерны изучение материалов самообследования, анализ документации, результаты анкетирования и опроса, экспертная оценка.

Результат внутренней экспертизы – оценка состояния образовательного процесса ДОУ и программа его совершенствования, внешней – оценка уровня условий реализации образовательным учреждением государственного стандарта.

Образовательный процесс в ДОУ представляется нам как целостная система. Изучение целостности образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения исследователи проводили через такие проблемы, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-образовательной работы (Т. С. Комарова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); взаимосвязь трудовой и учебной деятельности (В. И. Турченко); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др. [4]

Еще Н. Я. Михайленко в своих методических рекомендациях рассматривает образовательный процесс с позиций взаимодействия взрослого и детей. А в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО образовательный процесс рассматривается с позиции субъект-субъектных отношений, в которых ребенок является полноправным участником ОП и взаимодействие ребенок-взрослый проходит на уровне соучастия. Основываясь на этом, в образовательном процессе ДОУ условно можно выделить три компонента: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. [3]

Ю. К. Бабанский отметил что, в качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др. Представляя образовательный процесс как систему, он выделял в ней следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный. [2]

В.А.Бахвалов, Я.Г.Плинер выделяют три компонента в структуре педагогической экспертизы: анализ, оценка, вынесение экспертного заключения, содержащий разработанный проект развития изучаемого объекта и план его внедрения. [1]

Анализ литературы показал, что существует несколько подходов к проведению процедуры экспертизы. Обобщив ряд научных подходов можно выделить 4 этапа проведения экспертизы в ДОУ: организационный, информационно-аналитический, оценочный и результативный., каждому из которых соответствуют определенные действия.

На организационном этапе осуществляются действия, связанные с целеполаганием, подготовкой экспертизы, подбором экспертной группы. Информационно-аналитический этап связан с выполнением действий по сбору необходимой информации и ее анализу. Оценочный этап предполагает оценочные действия, связанные с установлением соответствия изучаемого объекта показателям и уровням оценки. На результативном этапе осуществляются действия по согласованию мнений экспертов, по вынесению экспертного заключения, по формулированию прогнозов развития образовательного процесса дошкольного учреждения.

Таким образом, мы определили этапы проведения экспертизы образовательного процесса ДОУ и соответствующие каждому этапу действия.

По итогу проведения экспертизы предполагается вынесение экспертного заключения. Следует отметить, что в зависимости от целей экспертизы будет определяться содержание экспертного заключения.

Проанализировав все изученные источники можно сделать вывод, что в условиях вариативности дошкольного образования актуален вопрос разработки новых методов изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса ДОУ. Экспертиза как один из таких методов, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Экспертиза образовательного процесса, с одной стороны, позволяет получить достоверную информацию о состоянии образовательного процесса ДОУ на текущий период времени, с другой – предлагает конкретные методические рекомендации по повышению качества реализуемых образовательных услуг. Практическое применение экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения затрудняется отсутствием единых подходов к характеристике образовательного процесса ДОУ и разработанной процедуры экспертизы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили содержание педагогической экспертизы, ее основную цель, охарактеризовали предмет – образовательный процесс ДОУ, методы, результат и выделили основные этапы и действия, необходимые для ее осуществления.

Библиографический список:

  1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. – М., 1999. – 176 с.
  3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб.заведений – М.: «Академия», 2008. – 336с.
  4. Князева М.М. Экспертиза образовательных проектов //Школьные технологии. – 2001. — №2. –214 с.