Елисеева А.А., Сапронова А. А.Проблемы возврата детей из семей в социальные органы

Проблемы возврата детей из семей в социальные органы

Problem of return of children from families to social institution

 

Елисеева Анастасия Андреевна

Eliseeva Anastasia Andreevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

nastlaur@icloud.com

Сапронова Александра Александровна

Sapronova Alexandra Alexandrovna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

Sasha231119999@mail.ru

      Аннотация: В данной статье рассмотрены действительные позиции государства и российского общества на эту проблему и её решение, так же приведены недостатки в данной системе и её реализации.

      Abstract: This article discusses the actual position of the state and Russian society on this problem and its solution as well as the shortcomings in this system and its impelementation.

      Ключевые слова: приемные родители,  детские дома, причины возвратов детей, негативное отношение ребенка, приемная семья, адаптивности воспитанников детдомов, возврат детей. 

       Keywords: foster parents, orphanages, the causes of returns of children, the negative attitude of the child, the foster family, the adaptability of the orphanages, the return of the children.

 

В Федеральном Законе «о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прилагается доктринальное толкование термина — детей-сирот – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.   

 На ноябрь 2017 г. зарегистрировано 2 тыс. 102 ребенка находящихся в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги. По сравнению с данными на 2012 г., число уменьшилось в 0,7 раз. Фактические данные об уменьшении общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, находящихся в региональном банке данных Иркутской области, не может не радовать, но есть и обратная сторона медали, это возвраты детей, после определённого периода нахождения в приёмной семье. В итоге мы получаем глубокую психологическую травму, как для ребёнка, так и для семьи.

Причиной этому являются:

— неготовность приемных родителей воспитывать ребёнка;

— отсутствие эмоциональной привязанности между усыновителем и ребёнком;

— не складывающиеся отношения в приёмной семье;

— проблемы у ребёнка со здоровьем

— неготовность ребёнка к обычной социальной жизни;

— не сложившиеся отношения между родными и приёмными детьми;

— изначальная причина усыновления– материальная;

— отсутствие психологической подготовки, как ребёнка, так и родителя;

— отсутствие специализированной помощи в процессе адаптации в приёмной семье;

— вмешательство кровных родственников;

В целях предотвращения изъятия ребенка органами опеки и попечительства,

Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» пунктом 6, утверждающим, меры, направленные на профилактику изъятия ребёнка из семьи, социального сиротства, предусмотрены следующие мероприятия, по восстановлению социального благополучия в семьях, для предотвращения их распада:

— организация на межведомственной основе системы выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексная работа с ними (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи; обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам;

— внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей;

— введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями. [1]

Даже при всей это помощи, поддержке, в той мере, в которой она осуществляется, мы наблюдаем статистику, которая говорит нам об огромном количестве детей, которые не получают необходимого для ребёнка, воспитания в семье, поддержки и внимания. Всё это, конечно же, сказывается на их дальнейшей жизни – влияние этих факторов на их мировоззрение и развитие личности, колоссально. [2]

      Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, все же могут получить необходимую им родительскую заботу, реализуемую с помощью заключения опеки или попечительства. Эти формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют содержание, воспитание, образование, защиту прав и интересов ребёнка. Отличаются лишь возрастными рамками,  опека, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается с 14 лет по достижению ими совершеннолетия. Приёмная семья – заключает отношения на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью (усыновление, удочерение) между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. [3]

При установлении любой из данных форм устройства, опекуны или усыновители имеют право вернуть ребенка обратно в органы опеки и попечительства, также и сами органы могут потребовать расторжения договора и возвращения ребёнка. Это право прописано в Семейном Кодексе РФ ст. 153.2 Прекращение договора о приемной семье.  Также в этой статье прописано условие, что если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора. Вернуть потраченные средства по договору может участник отношений, добросовестно исполняющий свои обязательства. Компенсации подлежит ущерб в сумме, доказанной потерпевшим в суде. Прекращение соглашения о приемной семье возможно в одностороннем порядке на основании ст.782 ГК РФ по правилам об исполнении условий сделки о возмездном оказании услуг. При заключении соглашения на основе указанных положений заказчик, в роли которого выступает орган опеки и попечительства, вправе отказаться от отношений только при предоставлении материальной компенсации для приемных родителей. Они в свою очередь могут расторгнуть договор после предоставления денежной компенсации в пользу государственного учреждения. [4]

Последствия прекращения договора об опеке (попечительстве) различны. Прекращение договора со стороны опекунов (усыновителей) без обвинительных причин по отношению к исполнителю – органам опеки и попечительства, в следствие лично-доверительного характера заключённого договора, возмещение ему неполученного дохода не производится. Исключением являются случаи расторжения договора по инициативе огранов опеки и попечительства в противоречии с желанием опекуна (попечителя) и интересами подопечного. В этих случаях опекун (попечитель), который имел право по договору на получение вознаграждения, может обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему расторжением договора. [5]

Наибольший интерес вызывают последствия расторжения договора в связи с ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей. Этот вопрос имеет и большую практическую значимость.

В современных условиях все вопросы привлечения к ответственности допустивших нарушения опекунов (попечителей) могут быть сняты путем применения положений договорного права об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороной по договору. Опекун (попечитель) как лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, должен нести имущественную ответственность перед подопечным (третьим лицом по договору, личности или имуществу которого причинен вред) при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В то же время доверительный управляющий имуществом подопечного, исполняющий свои договорные обязанности при осуществлении предпринимательской деятельности, напротив, в соответствии со ст. 1022 ГК РФ отвечает независимо от вины.

Также стоит рассмотреть морально-нравственную сторону вопроса, данная проблематика возвращения детей обратно в органы опеки и попечительства, противоречит всем законам нравственности и морали. Тот результат, к которому мы стремимся — формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Нужно начинать с общего воспитания и становление личности, которая начинает зарождаться ещё в самом детстве, в семье каждого из нас. Мы воспитываем будущее поколение тех людей, которые буду нас окружать. Та ожесточённость, которая сейчас имеет место быть по отношения к животным, детям, окружающим нас людям берёт начало в нас самих. Мы воспитали, взрастили, дали свободу той жестокости, которую наблюдаем сейчас. Эту ситуацию можно исправить, если каждый начнёт с себя, своей семьи, родственников, друзей, знакомых. [6]

В отношении же проблемы возвратов детей-сирот,  мы можем предотвратить это с помощью следующих преобразований:

— улучшение системы подбора кандидатов в опекуны (попечители), сопоставление психологических особенностей;

— более тщательная подготовка ребёнка в государственном учреждении к усыновлению (удочерению);

— воспитание  личностей с высокоморальным мировоззрением;

— совершенствование правовой системы устройства ребёнка в приёмную семью;

— стабилизация и улучшение системы материальной поддержки и льгот;

— совершенствование информационного обеспечения;

Библиографический список:

  1. Барашева Е.В. Проблема реализации жилищного права детей-сирот. Глаголъ правосудия. Иркутск. 2015 г. С. 9-11.
  2. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 дек. 1996г. №159-ФЗ [Электронный ресурс] / / ГАРАНТ: справочная правовая система.
  3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  4. Макарова Е.Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы. Психология. Социология. Педагогика. Москва. 2014г.С. 150-153.
  5. Рындина Е.Н. Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью: диссертация канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 22.10.07 Москва, 2007. С. 175.
  6. Осипова И. И. Единое реабилитационное пространство как система профилактики социального сиротства//Отечественный журнал социальной работы. 2003. №1. С. 70-73.