Ендрихинская Г.В. Зачем надо знать свой тип восприятия?

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Зачем надо знать свой тип восприятия?

Why must we know about type of perception? 

Ендрихинская Галина Владимировна

Endrihinskaya Galina Vladimirovnа

к.п.н., учитель МБОУ «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское

 

Аннотация. В статье рассмотрены возможности организации  эффективного обучения  с учётом типов восприятия и соответствующих им видов  памяти и особенностей запоминания, а также отмечены возможности влияния на восприятие и память учащегося в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: типы восприятия, виды памяти, особенности запоминания, учебная деятельность, тестирование.

Keywords: type of perception, memory, study.

Каждому человеку для целенаправленной работы над собой и своим образованием необходимо знать о своём характере, темпераменте, особенностях мышления, восприятия, памяти как можно больше. Учителю всё это следует знать не только о себе, но и о своих учениках, качественное образование которых – важнейшая цель его деятельности.

Познавательная деятельность представляет собой систему, в которой восприятие и память тесно связаны между собой и играют важную роль.

Что такое восприятие? Меняется ли с возрастом тип восприятия? Как меняется?  Как связаны между собой восприятие и память? Ответы на эти вопросы содержатся в трудах учёных-психологов: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, Э.А. Костандова, И.Б. Котовой, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломова и др..

Изучив теорию восприятия, мы отметили для себя то, без чего осознанного использования данных знаний в практической деятельности учителя, на наш взгляд, невозможно.

Во-первых, восприятие – это процесс (и результат) отражения в сознании человека объективного мира при его непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Во-вторых,  сенсорная деятельность при восприятии тесно связана с мыслительной деятельностью человека.

В-третьих, анализаторы, участвующие в восприятии не равнозначны: есть ведущие и дополняющие восприятие предметов и явлений.

В-четвёртых, особенности личности воспринимающего, его отношение к тому, что воспринимается, потребности, интересы, желания, чувства и опыт всегда сказываются на процессе восприятия.

В-пятых, обобщенность воспринимаемого — высшее проявление осознанности человеческого восприятия. [1]

Что такое память? Каковы её особенности?

Память — это сложный психический процесс, который состоит из запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания информации восприятия [2].

Разнообразные виды памяти классифицируются учёными по разным основаниям: по характеру психической активности, по целям деятельности и степени участия в этом процессе воли человека; по длительности сохранения информации. Следует отметить, что для нашей работы необходимо знание видов памяти, связанных с процессом обучения,  выделяемых когнитивной психологией.

Индивидуальные различия в памяти бывают двух видов и зависят от преобладания зрительной, слуховой, двигательной модальности или от уровня организации процесса запоминания. [1] Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. [2]

Причины, влияющие на продуктивность памяти, могут быть двух типов: субъективные и объективные. [1].

Таким образом, изучив теорию, мы приступили к выяснению собственного восприятия и связанного с ним типа памяти, а также восприятия и памяти своих учеников.

Для исследования типа восприятия мы пользовались тестом Гамезо М.В., Домашенко И.А «Каково ваше восприятие?». [1]

При организации тестирования мы решали следующие задачи:

— определение типа восприятия обучающихся 6 А класса и возможности использования этих знаний для организации эффективного обучения;

— определение типа восприятия учеников начальной школы (2 А класса) и учащихся старшего подросткового возраста, 14 – 15 лет (8 Б класса) для выяснения изменения типа восприятия с изменением возраста и установления возможности влияния на этот процесс.

Следуя инструкции, прилагаемой к тесту, мы попросили исследуемых учащихся внимательно поочерёдно рассмотреть 12 картинок и  подобрать к каждой из них одно из 12 перечисленных под каждой картинкой названий. Заметили, что здесь нет правильных или неправильных вариантов, выбирать следует то название, которое, по их мнению, больше всего подходит.  Его номер следовало записать на выданном листе бумаги.

После тестирования все материалы обрабатывались с использованием прилагаемой к тесту матрицы, на которой отмечались выбранные цифры. Если номера выбранных названий для разных картинок повторялись неоднократно, соответственно столько же раз эта цифра учитывалась. Подсчитав количество отмеченных цифр в каждой колонке,  мы, следуя все той же инструкции к тесту, определяли, какому типу восприятия соответствуют выбранные ответы.  Если больше всего выбранных цифр было из первой колонки (К), у тестируемого отмечался конкретный тип восприятия, если из второй (А) — тип его восприятия абстрактный, если же из третьей (Э) — отмечалось преобладание эмоционального типа восприятия.

Обработав таким образом данные теста учащихся 2 А, 6 А и 8 Б классов, мы приступили к анализу результатов, которые отразили в соответствующих  таблицах: «Типы восприятия обучающихся 6 А, 2 А, 8 Б классов». Затем все полученные данные обобщили и представили в таблице «Сводные данные по типам восприятия учащихся». Заметим, что для проведения тестирования и обработки полученной информации мы предварительно получили согласие тестируемых и их родителей. В примечании к сводной таблице отметили, что

— среди обучающихся 2 А класса один ученик (5 %) обладает равным количеством баллов по конкретному и абстрактному типам, что свидетельствует, как нам кажется, о  переходе от конкретного типа восприятия к абстрактному;

— отсутствие у учеников начальной школы эмоционального типа восприятия требует, по нашему мнению, дополнительных исследований и уточнения данных или выяснения причин такого явления;

— в 8 Б классе у 3-х учащихся (9%) наблюдаем, условно говоря, переходный или смешанный тип восприятия: у 1-го (3%) – эмоциональный  и абстрактный; у 2-х (6%)– конкретный и абстрактный.  Все данные в процентах округлены до целого числа.

Как показала таблица,  с увеличением возраста учащихся уменьшается количество обладателей конкретного типа восприятия, от 17 учащихся (77%) во 2 А классе до 3 (14 %) в 8 Б классе. Соответственно идет увеличение числа обучающихся с абстрактным типом восприятия: 4 человека (18 %) во 2 А – 17 (65 %) в 6 А – 14 (67 %) в 8 Б.

Эти наблюдения позволили заключить, что

— с изменением возраста человека изменяется тип его восприятия – от конкретного к абстрактному типу;

—  возрастные особенности влияют на тип восприятия;

— увеличение возраста учащихся связано не только с количественными изменениями, но и с качественными (накопление жизненного опыта, развитие памяти за счет тренировки в обучении, развитие речи, а, следовательно, и мышления и т.д.), что, по нашему мнению, свидетельствует о возможности влияния в процессе учебной деятельности на восприятие и память ученика.

Как? Для ответа на этот вопрос мы соотнесли полученные нами теоретические знания и результаты исследования. Сначала определили типы восприятия и соответствующие им виды  памяти и особенности запоминания, составив таблицу «Соответствие типа восприятия  и памяти».

Знание особенностей запоминания, соответствующих каждому типу восприятия, поможет, как мы думаем, обратить серьезное внимание на тот материал, который представителям того или иного типа восприятия запомнить в силу их особенностей не просто. Кроме того, в таблице отмечены особенности и направленность процесса запоминания для каждого типа восприятия, что позволит, по нашему мнению, правильно организовать учебную деятельность. Затем мы отметили способ изложения (подачи) материала, который наиболее соответствует тому или иному типу восприятия и памяти, составив таблицу «Особенности восприятия учебного материала».

Данная таблица – своеобразная подсказка учителю и учащемуся, какую форму следует  придать изучаемому (запоминаемому) материалу, чтобы процесс его усвоения стал эффективным, т.е. отнимал меньше времени и сил, но давал хороший результат.

Познакомив всех протестированных учащихся с результатами исследования и таблицами, мы составили рекомендации, оформив их как закладку для книги, и сборник игр и упражнений для развития восприятия и тренировки памяти.

Итак, ответ на поставленный выше вопрос: «Зачем надо знать свой тип восприятия?», по нашему мнению, должен быть таким. Для учащихся — это познание себя, своих психических процессов с целью самоорганизации, саморегуляции,  самообразования, самосовершенствования. Для родителей – возможность понять своего ребёнка и правильно строить с ним взаимоотношения, оказывать нужную и полезную помощь в учёбе. Для учителя – методически верно выстроить процесс эффективного, т.е. качественного обучения. Заметим,  что выбранная нами методика исследования проста и удобна в использовании, интересна учащимся и позволяет быстро и без особых усилий получить необходимые знания о каждом ученике.

Список источников

  1. Гамезо М.В. и Домашенко И.А. Алас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — с. 135 – 267.
  2. Котов И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии: экзаменационные ответы. Ростовн/Дону: Феникс, 2002. – с. 249 — 301.
  3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
  4. Ципле М.Ю. Какой у вас тип восприятия?//Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 1990, № 6. – с. 48 – 52.