Этапы развития финансового контроля как правового института

Этапы развития финансового контроля как правового института

Stages of development of financial control as a legal institution

 

Алексеева Юлия Павловна

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Alekseeva Yulia Pavlovna

alekseeva.juli@mail.ru

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna,

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

 

Аннотация. В статье приведен анализ становления такого правового института как финансовый контроль. Выявлены разночтения терминологии в литературе с нала 19 века и до нашего времени.

Annotation. The article analyzes the formation of such a legal institution as financial control. Different interpretations of terminology in the literature from the nineteenth century up to our time have been revealed.

Ключевые слова: финансовый контроль, регулирование, правовой институт, финансовое право.

Keywords: financial control, regulation, legal institution, financial law.

 

На сегодняшний день общественные отношения, возникающие в сфере публичных финансов и финансового контроля, подлежат обязательному нормативно-правовому регулированию. В связи с этим, необходимо устранить отдельные разночтения терминологии, которые существуют в литературе по финансовому контролю. А также установить соответствие между терминологией по государственному контролю, использовавшейся в правовых актах и научной литературе 19 в. — начала 20 в., и современным понятийным аппаратом.

В дореволюционный период ни в законодательстве, ни в научной литературе понятие «финансовый контроль» не встречалось, однако широко употреблялся термин «государственный контроль», которым обозначалась процедура проверки исполнения решения, принятого каким-либо госу­дарственным органом, или наблюдения с целью проверки, а также само учреждение (государственный орган), ведающее такой проверкой.

Финансово-правовая наука XIX — начала XX в. рассматривала государ­ственный контроль не как самостоятельный финансово-правовой институт, а в качестве одного из разделов учения о государственном бюджете, т. е., по существу, отождествляла понятия государственного и бюджетного контроля: «Учение о бюджете было бы неполным, если бы оно не было связано с учением о контроле. Самая ценность бюджетного права зависит от наличности более или менее совершенной постановки контроля при условии ответственности министров», — считал Г. А. Вацуро. [1]

Вплоть до XVIII в. финансовая наука как самостоятельная отрасль знания развивалась только во Франции. В других странах зачатки финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, под которыми понималась совокупность сведений, необходимых для надлежащего успеш­ного управления камеральными, т. е. государственными, имуществами. [2] Предмет камеральной науки, или камералистики (Cameralia), состоял из двух основных частей: 1) экономии, под которой понималось изучение ряда хозяйственных и практических дисциплин (сельское хозяйство, горное дело, торговля и т. д.); 2) учения о государственном управлении, включавшего в себя науку полиции, которая изучала меры, направленные на поднятие общего благосостояния, и камералистику в собственном смысле слова, т. е. все то, что в настоящее время составляет предмет финансовой науки.

Произошедшая во второй половине XIX в. дифференциация финансовой и финансово-правовой наук не освободила предмет финансового права от политико-экономической проблематики. «В науке финансового права правовой, политический и экономический элементы нераздельны, — писал профессор Ярославского Демидовского юридического лицея И. Т. Тарасов. — В ней анализ законов хозяйственных явлений и анализ правовых норм, определяющих государственно-хозяйственную сферу, идут рука об руку. Эта наука учит не только тому, что есть и почему оно происходит, но тому, что в этой области согласно с экономическими законами, с значением и целью государства и с понятием о правде и справедливости». [3]

Соответственно, государственный контроль за публичными финансами представлял более емкое понятие по сравнению с современным пониманием финансового контроля. Как известно, на современном этапе развития финансовой науки под финансами понимается совокупность общественных отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. [4] Иными словами, если ученые XIX — начала XX в. полагали, что финансы могут иметь как денежную, так и натуральную форму, то современное понимание финансов связано исключительно с денежной формой.

Одной из первых работ, которая вводила в научный оборот понятие «финансовый контроль», стала монография проф. С. А. Котляревского «Финансовое право СССР», вышедшая в 1926г. [5] В ней, в частности, была предпринята попытка разграничить понятия государственного контроля, осуществлявшегося тогда Наркомрабкрином СССР, и собственно финансо­вого контроля, возложенного на Финансово-контрольное управление Наркомфина СССР. [6]

В 1930 — 1940-х годах активизировались научные дискуссии о предмете финансового права и месте финансового контроля в его системе. Итог этим теоретическим изысканиям подвела статья Р. О. Халфиной «К вопросу о предмете и системе советского финансового права», появление которой ознаменовало важный этап в развитии современного финансового права. В ней Р. О. Халфина развивала теоретические положения, которые содер­жались в статье Е. А. Ровинского «Предмет советского финансового права», [7]  в учебнике финансового права, изданном ВИЮН в 1940 г., [8] а также в тезисах «Система советского социалистического права» Института права Академии наук СССР. [9]

В 1950 — 1980-х годах финансовый контроль стал предметом немного­численных монографических и диссертационных исследований юристов и экономистов. В них финансовый контроль уже больше не отождествляется с системой контролирующих органов, а рассматривается как самостоятельное направление финансовой деятельности государства. В исследованиях этого периода преобладает идеологизированный подход к определению финансового контроля как правовой категории. Н. А. Ковалева, например, дает такое определение финансового контроля: «Финансовый контроль в СССР — это определяемая особенностями общественного строя и классовой природой социалисти­ческого государства, урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов по проверке, правильности, законности и целесообраз­ности мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств в целях планомерного и эффективного развития народного хозяйства и неуклонного роста материального и культурного уровня жизни трудящихся». [10]

Начавшиеся во второй половине 1980-х годов коренные преобразования в экономической и политической областях ознаменовали новый этап в исследовании финансового контроля. Если раньше государственная социа­листическая форма собственности была господствующей, хотя формально и не единственной, то ныне на конституционном уровне закреплен плюрализм и равенство различных форм собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8 Конституции РФ). В соответствии с конституционными изменениями объектом финансового контроля становятся не только государственные финансы, но и частные финансы, а также финансы местного самоуправления.

В 1990-х годах проблематика, связанная с финансовым контролем, по-прежнему развивалась в рамках как финансовой (Н. Т Белуха, Ю. А. Дани­левский, Ю. М. Иткин и др.), так и финансово-правовой науки (А. Н. Козырин, Н. Д. Погосян, Н. И. Химичева, С. О. Шохин и др.). Как справедливо отмечает проф. Н. И. Химичева, основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения гражданами и организациями финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления; б) проверке правильности использования государственными и муници­пальными предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюд­жетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями; г) выявлении внутренних резервов возможностей повышения рентабель­ности хозяйства, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. [11]

Нельзя не согласиться, что сущность финансового контроля находит отражение в его задачах, важнейшей из которых является контроль за состоянием финансовых ресурсов, предполагающий проверку своевремен­ности и полноты исполнения обязательств перед государственным бюджетом, операций по использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов. В этом случае финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Действенность контроля тесно связана с ответственностью за нарушение финансовой дисциплины, предусматривающей административные и мате­риальные меры воздействия.

Финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном содействии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий опти­мальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

Библиографический список:  

  1. Вацуро Г. А. Лекции по науке публичных финансов. Казань, 1908. С. 39.
  2. Камерой (от лат. camera — комната со сводами) в державе франков называлось помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Впоследствии этим термином стали обозначать само учреж-дение (управление), заведовавшее государственным имуществом.
  3. Тарасов И. Очерк науки финансового права. Вып.1. Введение. Ярославль, 1889. С. 6-7.
  4. Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 27. М., 1977. С. 438.
  5. Вышла в серии «Проблемы советского права» (под общей редакцией проф. Д. А. Магеровского).
  6. Котляревский С. А. Финансовое право СССР. Л., 1926. С. 143-146.
  7. Ровинский Е. А. Предмет советского финансового права // Сов. государство и право. 1940. № 3.
  8. Финансовое право: Учеб. для юрид. вузов. М., 1940. С. 3-4.
  9. Система советского социалистического права: Тезисы. М., 1941.
  10. Ковалева Н. А. Правовые основы финансового контроля в СССР. М., 1975. С. 29.
  11. Финансовое право: Учеб. / Под ред. Н. И. Химичевой. С. 84.