ФГОС общего образования и формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)

ФГОС общего образования и формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на уроках русского языка и литературы
учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 3», г. Братск
I квалификационной категории
Смолянинова Алеся Ивановна

ФГОС общего образования и формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на уроках русского языка и литературы.
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов впоследнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня — перевести учащегося в режим саморазвития.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования включают профориентационные показатели:
— формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений;
— формирование представлений подростков о мире профессий, рынке труда.
Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.
Актуальность деятельности в данном направлении определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни. Какие качества необходимо развивать у учащихся?
1. Интерес к своей личности (Кто я? Какой Я? Чего я хочу? Что я могу? Что я умею?).
2. Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности).
3. Управление самим собой (умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу).
4. Уважение чужого мнения (культура общения, развитие коммуникативных умений).
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
6. Эмоциональная устойчивость (развитие положительных эмоций, умения управлять ими).
7. Мотивация действий, поступков.
Работа по профессиональному самоопределению учащихся на уроках русского языка и литературы способствует развитию у школьников этих качеств. Она включает в себя сведения о мире профессий, о том, как зарождались те или иные специальности, содержит информацию о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его самоопределения, информацию о путях получения профессии и о потребностях общества в кадрах.
При планировании и проведении профориентационной работы на уроках русского языка и литературы необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность.
2.Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3. Связь профориентации с жизнью.
Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование познавательных УУД, которые помогают решать профессиональные задачи.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: 1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5. взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.
Работа по профессиональной ориентации учащихся может осуществляться через такие формы, как составление словарных статей, загадок, ребусов, кроссвордов, через проведение игр, викторин, конкурсов, путешествий, через защиту проектов и написание творческих работ (сказок, стихотворений, сочинений различных жанров).
Успех работы, направленной на профессиональное самоопределение учащихся на уроке, во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным. Так, например, при изучении в 6 классе темы «Правописание суффиксов –чик- и –щик-» учитель может использовать следующие задания:
1. Правописание суффиксов –чик- и –щик-
Перед вами 16 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты разыскать слова по порядку (1,2,3… и т.д.) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.
Выпишите по порядку номера всех слов с пропущенной буквой в суффиксе –чик-.
Сколько времени вы потратили на выполнение этого задания?
4.Налад.ик 9.Лет.ик 2.Уклад.ик 8.Гардероб.ик
6.Литей.ик 1.Надсмотор.ик 7.Пререпис.ик 3.Свар.ик
10.Доклад.ик 5.Извоз.ик 11.Красиль.ик 13.Корабель.ик
14.Постанов.ик 16.Жестян.ик 12.Кровель.ик 15.Бетон.ик

2.-Тся- и –ться- в глаголах.
Проведем исследование. В некоторых предложениях допущены ошибки, связанные с правописанием глаголов на -тся и -ться. Наберите предложения на компьютере, не исправляя ошибок. Подчеркните слова, в которых ошибки были обнаружены с помощью программы проверки орфографии. Прочитайте предложения снова, исправьте все допущенные ошибки.
1.Танцовщица занимаеться подготовкой к выступлению.
2.Повар готовится к праздничному обеду.
3.Рабочий много трудиться у станка.
4.Переплетчик умеет трудится.
5.Делу учится всегда пригодиться.
3. Повелительное наклонение глагола.
К праздничному столу необходимо приготовить вкусное блюдо из имеющихся ингредиентов. Используя глаголы повелительного наклонения, составьте рецепт, калорийность которого не должна превышать 250 килокалорий.
Апельсин-38ккал., клубника-32 ккал., зеленый лук -18 ккал., морковь -33 ккал., огурцы -10 ккал., яйца -65 ккал., сметана -115 ккал., креветки -85 ккал., камбала -88 ккал., капуста-28 ккал., картофель-83 ккал.
4.Лексика. Профессионализмы.
3 ученика 6 класса: Ваня, Миша и Коля выполняли задание. Миша допустил 1 ошибку , Ваня – 2, а Коля – 3. Какое задание выполнял каждый из ребят? Какие ошибки допустили ребята? Запишите, правильно распределяя слова по группам, исправьте ошибки. Продолжите ряды своими примерами.
• Ваня- , Миша — , Коля- .
• 1.Врач: т.рмометр, амбул.торная карта, грелка, в.тамины, клей.
• 2.Столяр: рубан.к, зубило, атлас, т.пор, дол.то, стетоскоп, скальп.ль, пл.скогубцы.
• 3.Швея: мат.риал, т.блетки, пуг.вица, ш.лк, н.жовка, выкр.йка.
5.Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Рассмотрите картинки, запишите в каждую колонку по 5 слов, дополните своими примерами. Отметьте галочкой те колонки, где записаны нарицательные существительные. Отметьте крестиком колонки, где записаны одушевленные существительные, назовите профессии этих людей.
Даны картинки с изображением:
учитель Елена Малышева компьютер

6.Лексика. Профессионализмы.
Назвать профессии, о которых говорится в тексте.
1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива, эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, т. к. чаще видят со спины.
2. Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60-90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии.
7.Лексика.Орфоэпия. Синтаксис.
Перед вами список самых востребованных творческих профессий в 2013 году, составьте рейтинг пяти самых высокооплачиваемых профессий и запишите. Расставьте в словах ударение, опишите вид деятельности этих людей. Составьте и запишите сложное предложение, используя название данных профессий.

8.Литература. Сказки.
Кем бы могли работать в наши дни:
• 1.Волк из сказки «Волк и семеро козлят».пародист
• 2.Красная Шапочка. Социальный работник
• 3.Кот Матроскин из Простоквашино председатель колхоза, предприниматель, животновод

Таким образом, в общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.
Использование социально-педагогического подхода в практике школьной профориентации способствует:
— улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;
— формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;
— формированию профориентационных компетенций обучающихся;
— осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций).