Филимонова М. А. Мультидисциплинарные проекты как средство развития познавательной самостоятельности

 Мультидисциплинарные проекты как средство развития

познавательной самостоятельности

Multidisciplinary projects as a means of development of cognitive independence

 

Филимонова Марина Александровна

Filimonova Marina Aleksandrovna

Преподаватель ГБПОУ ИО  ИКАТиДС ,  г. Иркутск

fma_82@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование актуальности использования мультидисциплинарных проектов как средства развития познавательной самостоятельности в рамках СПО при изучении общеобразовательных дисциплин. Обозначены этапы работы над мультидисциплинарными проектами, их практическая значимость.

Annotation. The article presents a theoretical justification of the relevance of the use of multidisciplinary projects as a means of development of cognitive independence in the framework of SPO in the study of General subjects.The stages of work on multidisciplinary projects, their practical significance are indicated.

Ключевые слова:  познавательная самостоятельность, инновационные технологии, творческий потенциал, метод проектов, мультидисциплинарные проекты.

Keywords:   cognitive independence, innovative technologies, creative potential, project method, multidisciplinary projects. 

Инновационные изменения, происходящие в системе образования, в том числе в системе СПО, предполагают переход в практической деятельности педагога к новым формам и методам преподавания, направленным на  формирования человека с новым типом мировоззрения. Уход от знаниевой модели образования объясняется в первую очередь  нарастанием темпов устаревания информации.

Следовательно, воспитание у обучающегося активного отношения к процессу обучения возможно осуществить лишь в том случае, если учебный процесс будет носить не пассивно-созерцательный характер, а будет включать в себя активную самостоятельную деятельность студентов. Это одна из основных задач образования, которая до настоящего времени еще в полной мере не решена.

Самостоятельная познавательная деятельность как категория дидактики существует уже на протяжении сотен лет. С конца XVIII века самостоятельность обучающихся стала рассматриваться в педагогической литературе как один из ведущих принципов обучения [2]. Однако, анализ литературы, посвященной этой проблеме, показал, что единого мнения о сущности этого понятия до сих пор не существует. Назревшая необходимость существенного улучшения качества специалистов требует более широкого использования достижений теории педагогики в педагогической практике, что, в свою очередь, требует упорядочения понятий, поскольку четкость понятий аппарата любой науки является необходимым условием ее существования и дальнейшего развития.

Познавательная самостоятельность студентов проявляется по-разному. В понимании сущности познавательной самостоятельности студентов до сих пор нет единства. При разработке рабочего понятия «познавательная самостоятельность» на основе анализа и обобщения определений разных авторов, мы опирались на базовые позиции: познавательная самостоятельность — это качественная характеристика личности, которая проявляется в познавательной потребности, самостоятельной познавательной деятельности, умении совершенствоваться. Мы предлагаем рассматривать познавательную самостоятельность студентов как интегрированное качество личности, характеризующееся овладением студентом в процессе обучения общими учебными навыками и умениями, готовностью определять цель, самостоятельно решать поставленные задачи и формировать алгоритм их решения, умение оценивать свои учебные действия для самообразования и получения качественных знаний в условиях образовательной организации.

Проблема эффективного обучения в рамках новой образовательной парадигмы может быть решена актуализацией проектной деятельности.

Новаторское решение в организации проектной деятельности имеет мультидисциплинарный подход, отражающий связанность отдельных частей мира как системы, в котором все элементы определены. Предметы гуманитарного  цикла в первую очередь воспитывают чувства, формируют нравственные качества, воздействуя на эмоции человека. Современное общество, в том числе, студенты, стремятся к простым, понятным ориентирам, выявленным самостоятельно на примере своего или чужого опыта.  Создание мультидисциплинарных проектов, объединяющих знание литературы, истории, русского языка, обществознания, иностранного языка и культуры,  способствует приобретению эмоционального и нравственного опыта, « видению «целой» картины мира в рамках  страны, семьи» [1].   Студенты учатся видеть глобальность нравственных категорий и их распространенность не только через произведения художественной литературы, но и через исторические ситуации, трудовые ситуации и т.д. Проектная деятельность в данном случае  может рассматриваться как своего рода ответ  на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие «противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению». [3] В данном случае речь идет не об изменении содержания рабочих программ, а о том, что образовательная среда должна быть организована  таким образом, чтобы oбучающийся oказывался вовлечен в учебно-практические, в частности,   деятельностные ситуациии, способствующие становлению его ключевых общих  компетенций, т.к речь идет об общеобразовательном цикле дисциплин. Немаловажную роль в организации мультидисциплинарных проектов играет и тот факт, что они способствуют приобретению студентами опыта самостоятельной деятельности, формированию личной ответственности за конечный результат. Также проектная деятельность помимо использования теоретических знаний по выбранным для реализации проекта дисциплинам  предполагает развитие творческого потенциала студентов, а групповая проектная деятельность несомненно способствует формированию коллектива, определению в нем социальных ролей, пусть даже в рамках одной учебной группы, что дает возможность для преподавателя выстраивать дальнейшую работу не только с точки зрения передачи знаний, но и корректировки личностных качеств обучающихся.

Практику создания мультидисциплинарных проектов мы включили в образовательную деятельность одной из групп первого курса СПО в рамках изучения литературы. Нами были созданы мультидисциплинарные проекты в рамках изучения следующих авторов: Л.Н. Толстой  « Культура и быт русских дворян 19 века» (интегрирование таких дисциплин, как литература, русский язык, история, иностранный язык, психология); М.А. Шолохов «Правовое и гражданское положение донского казачества во время гражданской войны» (интегрирование таких дисциплин, как литература, русский язык, история, обществознание, иностранный язык, психология );  В.Распутин «Иркутск 20 века» (интегрирование таких дисциплин, как литература, русский язык, история, история Иркутской области).

Создание мультидисциплинарных проектов осуществлялось по следующему плану:

  1. Формирование группы обучающихся, распределение лей внутри группы. Постановка цели, определение междисциплинарных связей, построение алгоритма работы.
  2. Теоретическая подготовка. Подбор теоретического материала, его структурное распределение.
  3. Создание проекта. Составление «общей» картины в соответствии с заданными целями и темой. Создание наглядных материалов для публичного представления.
  4. Уровень представления проекта. На этом уровне обучающимся демонстрируются структура выступлений, культура речи, конечный продукт  проектной деятельности. Особое внимание уделяется информативности и эстетической красоте презентации. Следует отметить, что в рамках проектной деятельности обучающимся,  дается творческая свобода, они могут предлагать свои идеи для оформления проектов либо решения для его реализации

Таким образом, актуализация мультидисциплинарной проектной деятельности в обучении способствует развитию множества аспектов, таких, как: познавательная самостоятельность обучающихся, творческая самостоятельность и т.д. Проектная деятельность, организованная своевременно, с учетом возрастных  и познавательных возможностей обучающихся, «способствует объединению процессов воспитания, обучения, мышления и творческой реализации» [3] что , в свою очередь,  позволяет усвоить информацию и приобрести необходимые компетенции на более качествен- ном уровне, чем при знаниевой модели образования.

Библиографический список:

  1. ДанилюкА.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика, 1997. № 4. С.24 — 28.
  2. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с. И. Е. Семенова, С. С. Семенов Актуализация проектной деятельности в аспекте мультидисциплинарного подхода в обучении //Профессиональное образование в России и за рубежом, 2017. №3
  3. Семенова И. Е., Богачева Л. В. Интегрированный урок в аспекте компетентностного подхода // Модернизация исторического образования в школе: опыт, проблемы : сб. ст. Томск, 2009. С. 17.