Филонова Ю.В. История и развитие антимонопольного регулирования рынка Японии

Материалы Всероссийской НПК “Право. Экономика. Общество” 1 апреля 2017 г.

История и развитие антимонопольного регулирования рынка Японии

History and development of antitrust regulation of the Japanese market

 

Филонова Юлия Евгеньевна

Filonova Yulya Evgenyevna,

студентка ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

filonova15@mail.ru

 

Аннотация.  В данной статье рассматривается зарождение и развитие антимонопольного законодательства Японии. Выделены основания и направления деятельности органов антимопольного регулирования Японии. А также исследованы инструменты реализации антимонопольной политики.

Abstract. In this article, the origin and development of the antitrust laws of Japan. The bases and directon of activity of apparatus of antipolar regulation of Japan are allocated. And also the tools of implementation of antimonopoly policy.

Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, рынок,  законодательство Японии.

Keywords: аntimonopoly policy, antipolar regulation, market, laws of Japan.

 

Антимонопольное законодательство в России существует с 1991 года, в Японии же закон «О запрещении частных монополий» был принят в 1947 году и действует уже более 48 лет. Этот закон был последним, который принял японский парламент довоенного созыва. Он разрабатывался американскими специалистами и, в основном, как закон Российской Федерации, основывается на американском антитрестовском законодательстве, с учетом специфики японской экономики и культуры.

Вышеуказанный закон был не первым, направленным на демонополизацию японской экономики. В послевоенный период принят ряд законодательных актов, направленных на ликвидацию “дзайбацу” – крупных холдинговых компаний, контролирующих отдельные отрасли экономики. Правда, в полном объеме данный план не был выполнен. Первоначальный план США превращения Японии в аграрную страну в связи с корейской войной был пересмотрен и ликвидация небольших холдингов не состоялась.

Эта же причина привела к пересмотру антимонопольного законодательства в 1949 и 1953 годах в сторону ослабления ограничений. То есть в период послевоенного возрождения и создания предпосылок для бурного экономического роста (50-60-е годы) антимонопольный контроль распространялся, в основном, только на наиболее опасные формы монополистических действий (международные картели и др.) [1]

Усиление антимонопольной политики началось в 70е годы – эпоху бурного экономического роста, когда общество осознало необходимость ограничения отдельных действий крупных предприятий, оказывающих влияние на развитие экономики. Переломным моментом стало рассмотрение комиссией по честным и справедливым сделкам (аналог нашего антимонопольного комитета) дела о сговоре нефтеперерабатывающих предприятий во времена нефтяного кризиса. Общество ощутило пользу от работы комиссии и увидело, что полномочия ее недостаточны для более эффективной работы. Поэтому в 1977 году антимонопольное законодательство было пересмотрено в сторону ужесточения.

Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство экономики, торговли и промышленности. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд. йен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия). Кроме того, в Японии законодательно закреплены случаи, когда допускаются доминирующие слияния, к примеру, такие как поддержание курса йены, предотвращение банкротства и т.д.

Главным государственным органом в Японии, осуществляющим антимонопольную политику, является Комитет по справедливым сделкам (далее – КСС).

КСС является частью Международной конкурентной сети, представляющей собой объединение антимонопольных органов разных стран, ориентированное на реализацию отдельных проектов, и действующее на основе консенсуса. Это объединение нацелено на совершенствование правоприменительной практики, а также на выработку предложений по реальной конвергенции в процедурных вопросах для достижения лучших практических результатов. С российской стороны деятельность в рамках Международной конкурентной сети осуществляет Управление международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

В настоящее время, антимонопольная политика в Японии реализуется в соответствии с Антимонопольным Законом «О запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли».

Данный закон вводит исключения из режима хозяйствования для естественных монополий, то есть для группы отраслей, в которых по экономическим, техническим и иным условиям не может быть полноценной конкуренции. К ним относятся отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием, которое не может быть продублировано на территории страны, или отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира). Естественные монополии в Японии существуют в следующих отраслях: электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение и канализация, а также железнодорожный, внутренний водный, воздушный и муниципальный транспорт, складское хозяйство общего пользования, связь, радиовещание и телевидение, коммерческое складское хозяйство.

Деятельность предприятий в этих отраслях регулируется государством,
в соответствии со специальными отраслевыми законами, принятыми
в порядке исключения из антимонопольного законодательства Японии. Отраслевые законы устанавливают в каждой отрасли свои условия доступа и свои схемы регламентации цен и условий поставок.

Для регулирования естественных монополий применяется большой набор инструментов. В него входят: лицензии на создание предприятия, обусловленные обязательством работать в строго определенном районе; разрешения на закрытие (даже временное); регламентация тарифов; контроль над капитальными вложениями; контроль над техническими параметрами работы и качеством продукции.

Антимонопольное регулирование в Японии имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

– создание совместно управляемого предприятия;

– наследование всего предприятия, либо его части;

– получение в аренду всего предприятия, либо его части;

– назначение на управление всем предприятием или важной его частью.

Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного капитала. [2]

Многие положения и основы японского антимонопольного закона носят универсальный характер и применимы в любой монополизированной экономике. Антимонопольная политика, согласно японскому закону, призвана решать несколько взаимосвязанных задач: предотвращать монополию одного производителя или их узкого круга, не допускать несправедливых ограничений деловых операций, несправедливой деловой практики. Под монопольной ситуацией понимается положение, когда:

— на рынке определенного вида продуктов или услуг (при общем объеме производства 50 млрд иен и более) доля одного производителя составляет 50% и более или двух производителей — 75% и более;

— проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория антимонопольного законодательства) затруднено;

— резкое повышение цен на продукцию определенного производителя (производителей) не адекватно сдвигам в условиях спроса и предложения или снижение цен чрезмерно мало по сравнению с происходящими сдвигами (например, техническим прогрессом и снижением стоимости);

— норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают сложившийся в отрасли средний уровень.

Чтобы квалифицировать ситуацию как монопольную, достаточно иметь не все, а только некоторые из этих условий. Среди важных задач антимонопольной политики в Японии неизменно фигурируют защита интересов потребителя и защита «слабых» (прежде всего мелких) фирм от произвола «сильных» (прежде всего крупных).

Для предотвращения монопольной ситуации, несправедливых ограничений и несправедливой деловой практики законодательство предусматривает довольно широкий круг конкретных мер. Например, запрещены холдинг-компании, т. е. компании, основную деятельность которых составляют операции с акциями других фирм в целях осуществления контроля над фирмами. Нефинансовым компаниям с капиталом 10 млрд. иен и более и (или) чистыми активами 30 млрд иен и более запрещается иметь акции других фирм на сумму, превышающую их собственный капитал или чистые активы. Финансовые институты (банки, страховые компании, компании по операциям с ценными бумагами и т. д.) не должны владеть более чем 5% пакета акций национальных акционерных компаний. Наложен строгий запрет лицам и организациям (фирмам) приобретать более 10% акций одновременно в двух и более конкурирующих компаниях, если это ослабляет конкуренцию.

Важная часть антимонопольного законодательства – ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд. иен, а доля первых трех производителей – 70%. Если в таких отраслях более двух фирм, включая по меньшей мере одну из первых трех, в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то антимонопольный орган — комиссия по справедливым сделкам — вправе требовать от них доклада о причинах такого повышения и при необходимости начинать расследование.

Япония является ярким примером проведения антимонопольной политики, подчиненной не сомнительным теоретическим изысканиям, а конкретным национальным интересам.

Ч. Макмиллан отмечает, что японская экономическая политика в целом ориентирована на усиление позиций японских предприятий на мировом рынке. «В Японии, — пишет он, — отношения «бизнес-государство» строятся на взаимодополняющей основе и направлены на совершенствование всей экономики и ее международной конкурентоспособности». [3]

Таким образом, японские власти сделали ставку на кооперацию, которую в терминах типологизации структуры рынка можно представить как сверхвысокий уровень монополизации японской экономики, обусловленный жестким уровнем взаимозависимости компаний.

Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в международной деятельности Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации.

Список источников

  1. Розанова Н. – Поддержка конкуренции и промышленная политика в Японии. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.03.2017) http://sice.ru/cnts/1967.html
  2. Васильева К. С., Коновалова М. Е. – Государственный контроль за монополистической деятельностью. [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.03.2017)
  3. Макмиллан Ч. – Японская промышленная система:пер. С англ. / Ч. Макмиллан ; Общ.ред. О. С. Виханский. — М. : Прогресс, 1988. — 400 с. ред. Л.В. Головко. – М.: Статут, 2016. – 1278 с.