Климова Валентина Михайловна Фитбол – это весело, интересно и очень полезно

Фитбол – это весело, интересно и очень полезно

Fitball is fun, interesting and very useful

Климова Валентина Михайловна

Klimova   Valentina   Mikhailovna

Инструктор  МБДОУ детский сад №1 «Аленушка», р.п. Белореченский

klimovvalentina@yandex.ru

 

«Укрепить здоровье человека в детстве — это значит дать ему всю полноту жизненных радостей»

                                                                                                    В. А. Сухомлинский

Аннотация.  Одно из важнейших составляющих здоровья — двигательная активность. Особенно важно это сейчас, в век компьютеризации, когда мы проводим много времени, сидя за компьютерами, вследствие чего ухудшается осанка и появляется множество других проблем со здоровьем.

Annotation.  One of the most important components of health is motor activity. This is especially important now, in the age of computerization, when we spend a lot of time sitting at the computers, resulting in poor posture and many other health problems.

Ключевые слова: фитбол — гимнастика,  здоровье,  детский организм, воспитание, дошкольный возраст,  физическое воспитание, технология.

Key words: fitball — gymnastics, health, children’s organism, upbringing, preschool age, physical education, technology.

Дети – такие непоседы! Каждую минуту они готовы двигаться — бегать, прыгать, кувыркаться. Противоестественно заставлять детей сидеть на месте. Именно в движении закладываются основы крепкого здоровья. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер растущего организма. Физические упражнения на мячах  создают благоприятное условие для формирования положительных черт характера. Главное заинтересовать детей. Как известно детей привлекают действия с разнообразными предметами, поэтому сделать  упражнения интересными и эффективными поможет нестандартное оборудование. Таким оборудованием является фитбол (надувной гимнастический мяч). [1]

  Фитбол-гимнастика — это новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки.

 Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Фитбол — это также инновационная технология здоровьесбережения. В дошкольных учреждениях она начала использоваться в последние несколько лет. «Что же хорошего в фитболе?», предложив охарактеризовать занятия с ним в трех словах, это: «Легко! Весело! Эффективно!»  

  «Фитбол-гимнастика — одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма». [2]

Актуальность моей работы заключается в, сохранении и укреплении здоровья дошкольников – это одна из актуальных проблем нашего времени.

Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.

Формирование здоровья детей,  полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.

Проведённые исследования показали, что состояние здоровья детей и подростков, ухудшается. С каждым годом растёт количество детей, страдающих   сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движений, плоскостопием.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

 В последнее время отмечается тенденция к использованию нетрадиционных форм работы по оздоровлению детей дошкольного возраста.

В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные формы работы. Одной из таких форм является гимнастика на фитбол-мячах. [2]

 На занятиях  музыкальное сопровождение, способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма.

Красивая, с выразительной мелодией музыка организует, дисциплинирует группу, обладает большим эмоциональным воздействием.

В то же время, большое влияние на оздоровление физического и психического состояния детей дошкольного возраста, развитие их двигательного творчества и формирование эстетического вкуса оказывает использование в физкультурно-игровой деятельности различных танцевальных движений фитбол-аэробики, что обусловлено большим эмоциональным воздействием танца.
Сочетание музыкального сопровождения, танцевальных движений и эффект механической вибрации – вот тот оздоровительный эффект, который дают фитбол-мячи. [4]

Упражнения на мячах способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой. Занимающиеся меньше болеют, у них появляется чувство радости, удовольствия, хорошего настроения. На положительно эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам.

Упражнения, сидя на мяче по своему физиологическому воздействию используются для профилактики и лечения таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, заболевания лёгких, желудочно-кишечного тракта и др. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс и корригировать имеющиеся нарушения осанки, плоскостопия. При выполнении физических упражнений в работу одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Дети, занимающиеся фитбол – гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.

— Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче,

— Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.)

— Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

— Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д.,[3].

Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка

  1. Профилактика многофункциональных нарушений со стороны многих органов и систем
  2. Совершенствование координации движений
  3. Развития функции равновесия и вестибюлярного аппарата
  4. Увеличение гибкости и подвижности в суставах
  5. Профилактика развития плоскостопия
  6. Укрепление мышц ног и свода стопы
  7. Формирование осанки
  8. Укрепление мышц рук, плечевого пояса, мышц спины и тела, брюшного пресса

Обучение детей фитбол-гимнастике приводит к следующим результатам:

— происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

— совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;

— развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

— улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.  [4]

Библиографический список:

  1. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол — аэробике и фитбол — гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998
  2. .Е.И.Подольская Формы оздоровления детей 4-7 лет: учебное пособие для воспитателей.  – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Сайкина Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация ее упражнений [Электронный ресурс]: статья. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N7/p43-46.htm.
  4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с