«Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подшивалова Татьяна Александровна – учитель физической культуры

МБОУ НШДС № 13 города Байкальска

 

«Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием моей работы.

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника

Характеристика двигательных нарушений у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста:

-нарушение двигательно-координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;

В нашей школе один ребенок с ОВЗ обучается на дому и занятия по физической культурой проходят индивидуально.  И несколько детей обучается по адаптированной программе в классе. Основным документом по обучении таких детей. является АООП, составленная на основе

дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов.

Цель

  • коррекция нарушений моторики и физического развития
  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков,

3адачи: 

укрепление здоровья, (Улучшение осанки, профилактика плоскостопия,)

закаливание организма,

овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

развитие координационных способностей;

формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье;

выработка представлений об основных видах спорта;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

Для успешной реализации программ применяю различные виды деятельности: уроки по традиционной схеме; круговую тренировку, уроки, состоящие из набора подвижных игр разной интенсивности; урок — тренировки в основных видах движений (элементов спортивных игр); урок — соревнование. А также ввожу в урок элементы фитнес — аэробики (упражнения на фитболах), пальчиковую и дыхательную гимнастику. Данные уроки способствуют успешному развитию физических качеств.

В содержание работы с детьми с ОВЗ входят:

  • уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
  • адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
  • исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
  • Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
  • Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий;
  • Мотивация на улучшение результатов (похвала);
  • Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
  • Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Использования упражнений для коррекции
двигательных действий в процессе физкультурных занятий

 

Упражнения Методы Положение тела

в пространстве

Часть тела Инвентарь
Упражнения,

направленные на

коррекцию

двигательных

действий,

подвижные игры,

спортивные игры.

Игровой,

индивидуальный,

групповой,

фронтальный,

круговой.

Стоя (стоя на

одной ноге, стоя

на коленях).

Сидя (сидя на

пятках, на стуле

и др.).

Лежа (на спине,

на животе, на

правом и левом

боку).

Кисть,

предплечье,

плечо,

локтевой

сустав, голова,

стопа, бедро,

колено.

Цветные

ленты, мячи

различной

величины,

кубики,

мягкие

модули.

 

Специальные задачи:

  1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.: — согласовывать движения отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы); — согласовывать выполнение симметричных и асимметричных движений; — формировать движения за счет сохранных функций.
  2. Коррекция и развитие координационных способностей: —  ориентировки в пространстве; —  расслабления; — быстроты реагирования на изменяющиеся условия; —          статического и динамического равновесия; —  ритмичности движений; —  точности мелких движений кисти и пальцев.
  3. Коррекция и профилактика соматических нарушений: —  формирование и коррекция осанки и плоскостопия; —  коррекция массы тела; —  укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Процесс обучения может быть успешным только при условии доступности обучения.

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

Таблица методы – схема с тетрадного листа. ОНА уже есть на слайде  Методы обучения двигательным действиям. Это метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); создание облегченных условий выполнения упражнения (облегченные снаряды для метания, бег за лидером, под уклон), использование подводящих и имитационных упражнений.

Мой помощник – бассейн, который есть прямо в школе. Дети с ОВЗ охотно занимаются на уроках и во внеурочных занятиях.

Подвижные игры являются сильнейшим средством физического развития детей с умственной отсталостью. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных Ребенок с нарушением интеллекта любит играть и совершенно так же, как нормальный ребенок, может играть почти в любую игру, только его надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Игры планирую  адаптированные к особенностям таких детей. Учитываю уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировки, место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение. Поэтому в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память.

Подвижные игры в процессе физического воспитания

детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель

подвижных игр

Коррекция

физической

подготовленности

Продолжение

коррекции физической

подготовленности

Поддержание

достигнутых

результатов

Задачи

подвижных игр

1.                  Повысить интерес  к занятиям по физическому   воспитанию.

2. Разучить   применяемые   подвижные игры и  упражнения

3. Провести     коррекцию   вторичных

нарушений

1.                  Повысить   возможности функциональных  систем организма.

2. Повысить  интенсивность  применяемых подвижных  игр.

3.Использовать подвижные игры на выносливость, силу,

гибкость, быстроту.

1. Закрепить

достигнутый уровень

физической

подготовленности.

Особенности

методики

Игры малой интенсивности, контроль за состояние ребенка.

Использование игр в парах, коллективных игр.

Увеличение интенсивности

применяемых средств,

время отводимое на использование игр.

Введение игр для развития сердечно-сосудистой,

дыхательной нервной системы.

Использование игр с

предметами и снарядами.

Дифференцированное и последовательное использование игр на коррекцию физической подготовленности.

Продолжение использование подвижных игр при

достигнутом уровне коррекции

физической подготовленности.

Количество

занятий с

использование

подвижных игр

24 22 24

 

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются: —

укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка; —

формирование навыков по выполнению упражнений, поддерживающих здоровье

совершенствование навыков по выполнению упражнений, направленных на формирование правильной осанки, координации движений, плоскостопия

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается.

Итог — Систематичность работы приносит результат. Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья. ощутимый результат, в первую очередь, для самого ребенка

Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья, ощутимый результат, в первую очередь, для самого ребенка.