Фокеева Н.Н. К вопросу о развитии творческого потенциала обучающихся

К вопросу о развитии творческого потенциала обучающихся

About the development of students’ creative potential

 

Фокеева Наталия Николаевна

FokeyevaNatalia Nikolaevna

преподаватель ГБПОУ ИО ИКАТиДС, г.Иркутск

everspring@mail.ru

Аннотация. Статья представляет обзор практического опыта применения метода проектов с целью развития творческого потенциала обучающихся, проанализированы основные этапы проекта «Поэзия в моей жизни» и значимость его результата на примере конкретного обучающегося.

Annotation.  The article presents the observation of the project method, aimed to the development of the students’ creative potential. It analyses the main stages of the project named “Poetry in my life” and the value of its results for the student.

Ключевые слова:  образовательный процесс, инновационные технологии, творческий потенциал, метод проектов.

Keywords:  process of education, innovative technologies, creative potential, project method.

В настоящее время современное образование делает акцент на раскрытии потенциала всех участников образовательного процесса, а значит, на создании благоприятных условий для проявления творческих способностей как преподавателей, так и обучающихся. Для решения этой задачи нужна вариативность образовательного процесса, недостижимая без использования инновационных педагогических технологий.

Хотелось бы уделить некоторое внимание понятию «творческий потенциал». Такое явление, как творческий потенциал человека, интересует ученых примерно с 60 гг. прошлого века, однако рассматривалось оно прежде всего в рамках психологии и философии. В ракурсе педагогической науки творческий потенциал начал изучаться только с 80 гг. ХХ века. Отметим, что дать этому понятию однозначное определение довольно трудно, если вообще возможно, поскольку применить его можно не только относительно художественного творчества, но в самых разных сферах человеческой деятельности. Кроме того, данное понятие даже в рамках педагогики может интерпретироваться по-разному в зависимости от подхода, с точки зрения которого оно рассматривается. Так, например, исследователи, изучающие развивающий подход, определяют творческий потенциал как «совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определенный уровень их развития» (В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников, О.С. Анисимов и др.). С точки зрения деятельностно-организационного подхода данное явление рассматривается как «…качество, характеризующее меру возможности личности осуществлять деятельность творческого характера». [5] По мнению Т.Г Браже, это «сумма системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности» [1], а Л. А. Даринская утверждает, что творческий потенциал — это «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». [2]

 Все мы стремимся к максимальной эффективности обучения, осознаем необходимость повышения мотивации к изучению того или иного учебного предмета (в описываемом в данной статье опыте это собственное поэтическое творчество обучающегося и научное исследование спорных фактов биографии любимого поэта). Как этого добиться?  Ответом на этот вопрос является применение инновационных подходов в процессе образования. Один из них – метод проектов, и именно он будет подробно рассмотрен в данной статье. 

Метод проектов на текущий момент является одним из самых популярных среди педагогов, и автор этой работы не является исключением. В наши дни, пожалуй, найдется немного образовательных организаций, в том числе и среди профессиональных, где не демонстрировались бы достижения обучающихся в сфере проектной деятельности различных видов. Разнообразные конкурсы и конференции способствуют развитию обмена результатами и интересными подходами как среди обучающихся, так и среди преподавателей.

Между тем, хотя мы, вслед за рядом исследователей, и определяем метод проектов как инновационный, новым словом в педагогике он не является. Разработанный еще в начале прошлого столетия в США, он использовался под другим названием – метод проблем. Теоретической основой метода проектов является «прагматическая педагогика», автором которой был философ Джон Дьюи (1859–1952). Д. Дьюи в «Философии воспитания» пишет так:«Мысль и действие должны быть слиты, и воспитание, объединяющее эти два начала, одно только способно сделать все необходимое для объединения всего в разумной работе на общую пользу». [3] Во главу угла он ставит, таким образом, деятельность ребенка – учебную, игровую, трудовую. В России методом проектов заинтересовались в начале XX столетия, активными пропагандистами стали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, А. У. Зеленко. С.Т. Шацким. В тридцатые годы ХХ века использованиеметода проектов запретили на официальном уровне, и лишь десятилетия спустя он вновь вернулся в педагогическую практику. Определение метода проектов по-разному трактуется исследователями, однако хочется остановиться именно на определении Е. С. Полат. Она определяет его как «…совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности». [4] Также профессором Е. С. Полат была предложена наиболее полная классификация проектов в соответствии со следующими типологическими признаками:

«1) доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.;

2) предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: непосредственный- с открытой (явной) координацией и скрытый — с неявной координацией;

 4) характер контактов: внутренний, региональный, международный;

 5) количество участников проекта: личностные, парные, групповые;

6) продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный». [4]

 Теперь, вспомнив ключевые теоретические моменты, остановимся на личном опыте работы над проектом. По специальности автор статьи – преподаватель английского языка, но, несмотря на это, данный проект имел место в области художественного слова. В 2012 преподаватель запланировал и провел ряд внеклассных занятий,на которых изучались стихотворные жанры, виды рифмы, проведено ознакомление с творчеством русских и зарубежных поэтов различных периодов. Проект включал себя следующие этапы:

  1. Проблематизация.

Известно, что главной причиной деятельности является, как правило, наличие проблемы.  Таким стимулом в нашем случае послужило желание обучающихся  улучшить навыки стихосложения и развить свой творческий потенциал. Выяснилось, что словарный запас обучающихся беден, вследствие чего некоторые слова употребляются некорректно, как например, в этом отрывке:

«Мне не дает покоя

Эта полоска света,

Угол, светящий стоя

Вместе со мной поэтом» (пунктуация и стилистика автора сохранены)

Кроме того, обнаружилось значительное количество грамматических и стилистических ошибок.

  1. Целеполагание.

Когда проблема приобретает личностную значимость, у человека, как следствие, возникают идеи.  На этом этапе задачей преподавателяявляется помочь обучающемуся поставить четкую и реально выполнимую цель, прямо связанную с проблемой проекта.  Для нас такой целью явилась публикация в региональном молодежном альманахе «Первоцвет», издаваемом областной детско-юношеской библиотекой имени Иосифа Уткина. На этом этапе была сформулирована тема проекта – «Поэзия в моей жизни».

  1. Планирование.

Планируя работу над проектом, важно выяснить возможности и инструментарий обучающихся. Проанализировав исходный продукт, мы пришли к выводу, что основными трудностями являются низкая грамотность, узкий словарный запас, незнание элементарных правил стихосложения. Ниже приведен перечень мер, принятых для преодоления этих трудностей.Известно, что очень важно определить с учащимся следующие моменты:

1.Что необходимо сделать для решения задач, поставленных в проекте?

  1. Как именно следует решать эти задачи?
  2. Когда это делать?
  3. Что уже имеется для выполнения данной работы?
  4. Чего не хватает, чтобы решить поставленные задачи?

Поставив эти вопросы, мы разработали план и сроки выполнения проекта с учетом поставленных ранее целей – основной и промежуточных.

  1. Реализация.

На этом этапе происходит работа над поставленной задачей по уже определенному плану и графику.

5.Создание проектного продукта.

Проектный продукт – это и есть результат работы, решение заданной проектом проблемы.

У нас на выходе получились проектные продукты трех видов: действенный и материальный (выступление на конференции внутри техникума с докладом по теме «Загадка смерти Сергея Есенина» с презентацией), выступление с подборкой стихов на поэтических чтениях на базе Центральной библиотеки г. Тулуна, а также письменный, чем явилась собственно публикация стихотворений.

  1. Отчет о проделанной работе.

Поскольку данный проект был задуман добровольным и никакой комиссией не оценивался, то письменного отчета о результатах сделано не было, однако рефлексия определенно присутствовала.

  1. Презентация проекта.

Презентация – это «лицо» проекта. Необходимо сделать ее яркой, запоминающейся и в то же время показать компетентность автора проекта, новые умения и знания, приобретенные им в процессе работы.

Подводя итог, можно сказать, что описываемый в данной статье проект, согласно приведенной выше классификации Е.С. Полат, был

а) исследовательским и творческим;

б) межпредметным;

в) непосредственным;

г) п внутренним и региональным;

д) личностным;

е) долгосрочным.

Библиографический список:

  1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации /Т.Г. Браже. – Ленинград, 1996.
  2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащегося: методология, теория, практика. Монография / Л.А. Даринская. – СПБ, 2005. – 293 с.
  3. Дьюи Д. Введение в философию воспитания / Д.Дьюи. – М.: 1921. – 5 с.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. — М.: «Академия», 2008. –  68, 71-76 с.
  5. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. — М.: Педагогический вестник, 1998. – 116 с.