Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива на основе ис-пользования технологии сторителлинг

0 руб.

Формирование групповой сплоченности временного детского коллектива на основе использования технологии сторителлинг

Forming of collective cohesion of a temporary childlike team on base the use of storytelling technology

 

Пащенко Татьяна Анатольевна

Paschenko Tatyana Anatolevna

Студентка ГБПОУ ИО ИРКПО, г. Иркутск

tans.pashchenko@gmail.com

 

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы сплочения временного детского коллектива в условиях летнего оздоровительного лагеря. Раскрыты практические аспекты использования технологии сторителлинг в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива.

Annotation. Theoretical analysis  represents a problem of teambuilding of a temporary childlike team in a childlike sanative camps in the paper. Practical aspect expands of the use of storytelling technology in process of formation of forming of collective cohesion.

Ключевые слова: групповая сплоченность, детский коллектив, временный детский коллектив, детский оздоровительный лагерь, технология сторителлинг.

Keywords: collective cohesion, childlike team, temporary childlike team, childlike sanative camp.

 

Ежегодно в детских оздоровительных лагерях отдыхают более пяти миллионов детей. Круглосуточное пребывание в лагере в отрыве от привычного окружения заставляет создавать новый коллектив. В процессе его образования дети и работники лагеря сталкиваются со многими проблемами, связанными с переживанием кризисов развития коллектива, возникновением конфликтов из-за распределения функций и ролей в отряде. Наиболее педагогически продуктивным подходом к созданию системы профилактики обозначенных проблем в детском оздоровительном лагере является формулировка предельно четких норм жизнедеятельности и сплочение коллектива.

В рамках проведенного исследования нами был осуществлен анализ ключевых понятий проблемы: детский коллектив, временный детский коллектив, групповая сплоченность. Так, под детским коллективом мы будем понимать группу детей, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

В работах отечественных и зарубежных авторов достаточно подробно изучены вопросы, раскрывающие сущность детского коллектива, этапов его развития (П. П. Блонский, М. С. Браун, И. П. Иванов, Н. К. Крупская, Л. И. Новиков, В. Штерн и др.). Вместе с тем, в исследованиях мало внимания уделяется проблеме становления и формирования временных детских коллективов. Временный детский коллектив мы рассматриваем как организованное объединение детей, созданное в летних лагерях, туристических группах или внутри постоянных коллективов на определенный период для выполнения коллективного творческого дела.

Являясь типом воспитательного коллектива, временный коллектив обладает общими с ним признаками, но и имеет свои особенности. Во-первых, кратковременность (около двадцати одного дня), во-вторых, сборный состав. Ребенок находиться в отрыве от семьи и первичного школьного коллектива. В такой среде он устанавливает новые связи, усваивает непривычные для него ценности. Для воспитанника это новый опыт, который обязательно не пройдет для него бесследно. Третья особенность – это замкнутый характер жизни детей в условиях лагеря (дети должны постоянно находиться на территории лагеря на протяжении всей смены). Другая особенность заключается в том, что такой коллектив имеют завершенный цикл развития (проходит все этапы развития коллектива, иногда, чередуя их) [1]. Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят её подъемы и спады. Поэтому задача педагогов оздоровительного лагеря состоит в поддержки сплоченности детского коллектива, его идейного, нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства членов (А. А. Гусалинова).  Сплоченность детского коллектива определяет степень целостности коллектива и проявляется в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных от­ношений, настроений, а также в единстве практической деятельности его участников.

Исследователь научно-экспериментальной площадки ДБО «Смена» г. Анапа, В.В. Торгонский, занимаясь разработкой технологии формирования временного детского коллектива, выделил условия, повышающие уровень его сплоченности: создание мотивации у каждого ребенка стать частью коллектива, организация планирования совместной деятельности, переход воспитателя на позицию равноправного участника совместной деятельности, применение технологий для сплочения коллектива [2].

Одной из действенных технологий, повышающих групповую сплоченность детского коллектива, на наш взгляд, является технология сторителлинг. Слово «сторителлинг» пришло из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание историй». Технология была разработана и успешно апробирована главой международной компании Дэвидом Армстронгом. При ее создании он основывался на достаточно распространенный психологический фактор: истории являются наиболее выразительными и увлекательными, они легче ассоциируются с личным опытом, в отличие от логических рассуждений. Их легче запомнить, и как следствие, – они оказывают на поведение аудитории сильное влияние [3]. Следует отметить, что в 2006 году по версии журнала Harvard технология сторителлинга стала лучшим способом передачи знаний.

Технология сторителлинг зарекомендовала себя в различных областях человеческой деятельности: от маркетинга до образовательного процесса. В педагогике сторителлинг рассматривается как эффективная педагогическая технология, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения посредством создания и применения истории с конкретной структурой и занимательным героем. Лучшим примером использования данной технологии в педагогике являются рассказы для детей известного педагога-новатора В.А. Сухомлинского. Существует целый сборник таких историй «Книга о совести» [3].

В исследовательских работах, посвященных изучаемой проблеме, выделяется несколько видов педагогического сторителлинга. Среди них: сторителлинг на основе реальных ситуаций (в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить); сторителлинг на основе повествования (вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию); сторителлинг на основе сценария (ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает); сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решение проблемы с наилучшими результатами).

В ходе работы над проблемой нами был разработан сборник методических материалов «Технология сторителлинг в формировании сплоченности временного детского коллектива». В содержание сборника вошли материалы, раскрывающие преимущества данной технологии, возможности  использования технологии в формировании групповой сплоченности временного детского коллектива, особенности использования сторителлинга для детей. А также: алгоритм написания истории, практические рекомендации «Как сделать историю эффективнее?», требования к рассказчику. В приложении мы представили практический материал «Сторителлинг в действии» (авторские истории с вопросами к воспитанникам). Раскроем содержание основных разделов сборника.

Так, к несомненным преимуществам технологии сторителлинга в работе с временным детским коллективом, мы относим: быстроту и легкость донесения необходимой информации до воспитанников; отсутствие финансовых затрат и использование материалов в любом месте и в любое время; возможность заинтересовать любого ребенка (история «цепляет» слушателя сразу, поэтому не требует усилий от рассказчика), управлять его вниманием и чувствами. Данная технология позволяет обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; обратить внимание воспитанников на общие ценностные установки и в достаточно простой форме корректировать поведение воспитанников.

Истории для детей, используемые в рамках данной технологии, особенные, они более эмоциональные, красочные и трогательные. Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать при их создании: возрастные особенности воспитанников, их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития; наличие персонажа – героя или герои истории (у всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях, при этом главный герой обязательно должен вызывать симпатию); сопереживание (к фактам нужны эмоции, ведь дети воспринимают мир целостно); стимулирование воображения, фантазии. Очень важно привлекать детей к участию в создании истории, применяя открытые вопросы, а также использовать истории из повседневной жизни, которые им более понятны.

Алгоритм написания истории можно представить посредством прохождения восьми шагов. Шаг 1. Выберите главного героя (героев). У всех персонажей должны быть свои особенности характера. Шаг 2. Сформулируйте идею. У каждой хорошей истории есть завершение, но оно не всегда должно быть позитивным. Ваша история направлена на сплочение коллектива или раскрывает сущность проблемы, направлена на активизацию познавательного интереса или нужно преподнести важную для коллектива новость? Шаг 3. Сформулируйте призыв к действию. Призыв к действию определяет, что должен сделать человек, узнав о вашей истории. Шаг 4. Придумайте вступление. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Пример начала: «Хочу рассказать, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». История, начинающаяся от первого лица, сразу привлекает внимание детей. Шаг 5. Разработайте основной сюжет. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления, усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение. Именно здесь и должен быть призыв к действию. Шаг 6. Продумайте реакцию героя (героев) на происходящее событие. Эта часть добавит яркости и заставит ребенка сопереживать главному герою. Шаг 7. Создайте проблему выбора для героя (героев). В проблеме выбора держится интрига, заставляет дослушать историю до конца. От этого выбора у героя (героев) зависит дальнейшая судьба, изменения в их жизни. Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение. Шаг 8. Определитесь с развязкой: новое состояние героя. Что изменилось в жизни героя?

Чтобы историю сделать эффективнее и интереснее важно соблюсти ряд  правил: события истории должны быть реалистичными и эмоционально насыщенными, они должны легко восприниматься воспитанниками, заставлять себя почувствовать в роли главного героя; содержание истории должно быть полезно и интересно (от прочтения материала человек должен получит новую, ценную информацию), в ней не должно быть лишних элементов. Сюжетная линия должна развиваться стремительно, персонажам должны быть присущи более выраженные по сравнению с обычным человеком в качества. Если история предназначена для прочтения, важно дополнить материал иллюстрациями

Эффективность применения историй зависит также и от самого рассказчика. Хороший сторителлер испытывает удовольствие от процесса рассказа и находится в гармонии со слушателями. Он умеет быть вариативным, подстраиваться под конкретную аудиторию, гибко меняя репертуар. Педагог использует возможности голоса, рассказывая истории естественно и выразительно.

Список источников:

  1. Ефремов А.Ю. Опыт изучения коллектива, коллективобразования и процесса формирования коллектива в социально-гуманитарном центре // Образование и педагогика. – 2011. – №3 (10). – С. 214-224.
  2. Торгонский В.В. Технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – №3. – С. 95-104.
  3. Сторителлинг в обучении // https://zen.yandex.ru/media/id/5aea210777d0e6504bce9136/storitelling-v-obuchenii-5e8c679f79cb6e50337bb094.
  4. Гордовский Д. Что такое сторителлинг, для чего он нужен и как написать интересную историю // https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-storitelling-dlya-chego-on-nuzhen-i-kak-napisat-interesnuyu-istoriyu/HYPERLINK “%20https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-storitelling-dlya-chego-on-nuzhen-i-kak-napisat-interesnuyu-istoriyu/.”.