Петухова Ирина Сергеевна Формирование метапредметных результатов на уроках математики студентов специ-альности ТОП-50 «09.02.07 Информационные системы и программирование»

Формирование метапредметных результатов на уроках математики студентов специальности ТОП-50 «09.02.07 Информационные системы и программирование»

Formation of meta-subject results in the lessons of mathematics for students of the specialty of TOP-50 «09.02.07 Information systems and programming»

 

Петухова Ирина Сергеевна

Petukhova Irina Sergeevna

преподаватель ГБПОУ РХ ХПК, г.  Абакан

Irina_petuhova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования метапредметных результатов на уроках математики в системе среднего профессионального образования.

Annotation. In the article features of formation of meta-subject results at lessons of mathematics in system of average vocational training are considered.

Ключевые слова: математика, компетенция, задачи, метапредметный результат

Keywords: mathematics, competence, tasks, meta-subject result

В ГБПОУ «Хакасский политехнический колледж» учебная  дисциплина  «Математика» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин ФГОС  среднего  общего  образования для  специальностей среднего профессионального образования. [1]

Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных
  • метапредметных
  • предметных

Под метапредметными результатами понимается  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. [1]

    Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех обучающихся. Суть такого подхода заключается в создании преподавателем особых условий, в которых студенты могут самостоятельно, но под руководством преподавателя найти решение задачи. Обучающиеся могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок, таким образом, происходит  увеличение эффективности работы студентов.[3]

Таблица 1

Формирование метапредметных результатов на уроках математики предполагает

 использование  современных педагогических технологий

Применяемы технологии Виды деятельности обучающихся Формируемые результаты
Компетентностно — ориентированные Решаются задачи практической направленности в рамках изучения математики на 2 курсе, жизненные задачи на уроках геометрии. способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, повышение качества и успеваемости[1]
Информационно – коммуникационная технология

 

Разрабатываются видеоролики по геометрии в разделе «Многогранники», мультимедийные презентации по алгебре в разделе «Графики и функции», «Начала математического анализа» Переход  к активному развитию логического мышления, использование ИКТ в профессиональной деятельности, умение воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, повышение мотивации к обучению, интереса к выбранной профессии [1]
Здоровьесберегающие Смена видов деятельности обучающихся на уроке, позволяющих снизить утомляемость. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, соблюдение здорового образа жизни, снижение количества прогулов
Проектная технология Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи. Сбор, анализ и систематизация собранной информации,  оформление макета и доклада, самоконтроль. владение навыками познавательной, проектной деятельности, навыками разрешения проблем; умение работать с источниками, организация собственной деятельности, принятие решений в стандартной и нестандартной ситуации, повышение мотивации, качества на 5 и более % за счет развития логического мышления [2]
Игровые технологии Участие в проведении урока пресс-конференции по теме «Производная функции» позволяет обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций, умение работать в команде, эффективно общаться, соблюдать деловой этикет, нормы поведения, позволяет повысить мотивацию к обучению [1]
Технология проблемного обучения Решение поставленной проблемы с минимальной помощью преподавателя. Доказательство теорем, решение задач. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, систематизировать материал, повышение качества выполняемых заданий контрольных и практических работ, рост качества годовых результатов, результатов экзамена
Групповые технологии Работа в микрогруппах на уроках  «Площадь поверхности призмы»,  «Построение графиков тригонометрических функций» умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Дифференцированный подход к обучению Выполнение индивидуальных заданий умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, повышение мотивации
Исследовательская деятельность Доказательство опытным путем классического определения вероятности владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, поиск информации, повышение творческой активности, количественный рост участников, заинтересованных в работе научного студенческого сообщества

Одним из примеров реализации эффективной работы по достижению обучающимися метапредметных результатов на уроках математики  является проведение уроков в компьютерной аудитории, например по теме «Исследование функции и построение графиков», данная тема изучается на 2 курсе дисциплины «Элементы высшей математики» специальности ТОП-50 «09.02.07 Информационные системы и программирование», в рамках темы «Производная функции». Для выполнения задания обучающимся необходимо  самостоятельно определить цели деятельности и составлять планы деятельности,  использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей. Деятельность обучающего заключается в проведении полного исследования функции, построении графика с помощью программы Graph и проверка полученного результата и решения. Этапы исследования функции должны совпадать с полученным графиком, это можно проследить по критическим точкам и промежуткам возрастания и убывания. Таким образом, обучающийся может себя оценить самостоятельно. Результат выполнения данного задания высокий, так как возможна быстрая проверка, а значит и корректировка проведенного исследования функции.

В результате можно сделать следующие выводы: одно из требований ФГОС как основного, так среднего профессионального образования – достижение метапредметного результата обучения, что напрямую связано с новыми ориентирами современного образования, требованиями социума к воспитанию такой личности, которая способна принимать решения в постоянно меняющемся информационном мире. Таким образом преподаватель должен уметь выявлять, устанавливать и осмысливать внутренние связи между фактами, законами, закономерностями разных учебных предметов.

Библиографический список:

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2009-№2-с.58-64.
  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
  3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.