Формирование регулятивных учебных универсальных действий на уроках физической культуры в начальных классах   

сертификат

Автор:

Попова Елена Васильевна,

учитель физической культуры

МКОУ ШР «СОШ № 6»

Аннотация

В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта важное место отводится универсальным учебным действиям. Поэтому организация работы по их формированию на уроках по каждому предмету является актуальной задачей.

В данной статье представлен опыт работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах (РУУД). Предложены способы и приёмы их развития.

Статья будет полезна учителям физической культуры.

 

Содержание

Нейронауки и современная когнитивная психология называют и описывают психические процессы, лежащие в основе выполнения РУУД по-разному: регуляторные функции (англ. executive functions), функции программирования, регуляции и контроля. Используются и более привычные понятия: «внимание», «самоконтроль», «самоорганизация», «саморегуляция».

Регулятивные УУД помогают детям организовать учебный процесс, запланировать шаги в достижении поставленных целей, выполнить задуманное, а затем оценить результаты своей работы.

Предмет «Физическая культура» очень хорошо способствует развитию данной группы УУД, так как имеет чёткую практико-ориентированную направленность.

К РУУД относятся:

  • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (зачем?);
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий (в какой последовательности?);
  • прогнозирование – предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик (где необходимо?);
  • контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (правильно ли?);
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта (как исправить?);
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (хорошо или верно);
  • способность к волевому усилию – способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий (сосредоточься!).

 Остановлюсь на каждом подвиде.

 Формировать действие определять цели деятельности на уроке начинаю с первого класса различными способами в зависимости от темы урока, не забывая дать определение новому понятию: «Цель – это результат, чему научимся на уроке». Чтобы цель урока стала значимой для каждого ученика, важно ответить на вопросы: «Зачем, где или для чего могут пригодиться полученные навыки?». При этом очень важно опираться на субъектный опыт детей.

Приведу примеры реализации этапа целеполагания.

№1. Тему называю сама, а учащимся даю возможность предположить, какова цель урока. Например, тема урока в 1-м классе «Стойка на лопатках». Спрашиваю: «Какую цель поставим перед собой на сегодня?» Дети отвечают: «Учиться выполнять стойку на лопатках». Ещё вопрос: «А как думаете, зачем?» Ответ детей: «Для укрепления мышц тела».

№2. Цель урока называю сама: «Будем учиться выполнять упражнения в равновесии на бревне», а детям адресую вопросы: «Чему мы должны учиться на уроке?», «Где могут пригодиться данные упражнения?» Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.

№ 3. Чаще всего предлагаю приём с опорой на тему прошлого урока: «Вспомните, какая тема была на прошлом уроке? Чему учились? Какую цель ставили? Кто догадался, озвучьте тему сегодняшнего урока».

№ 4. Часто применяю приём, связанный с указанием на определённый инвентарь, расстановку оборудования, место и вид построения. Например, тема «Ловля и передача двумя руками от груди». Детям показываю: «Посмотрите – это мяч!», а потом спрашиваю: «Как мы можем использовать этот предмет на уроке?», «Хотите сами научиться передаче и ловле мяча?», «Какую цель определим на сегодняшнем уроке?».

Или «Вы обратили внимание на расстановку снарядов?», «Кто догадался, какая сегодня тема урока? Какую цель мы можем поставить на этот урок?»

№ 5. Сообщаю тему урока «Прыжки через длинную скакалку» и предлагаю выбрать одну из предложенных формулировок. Например:

– учиться прыгать через скакалку после забегания;

– учиться прыгать через скакалку после забегания и с выбеганием;

– учиться прыгать через короткую скакалку в парах.

Затем обязательно обсуждаю с учащимися выбор этой цели, почему именно эта цель выбрана.

Важно отметить, что цель на уроке должна быть понятной для ребёнка. Тогда он будет представлять себе ясный образ результата.

‚Умение составлять план и последовательность своих действий по достижению цели формирую, применяя следующие приёмы:

  • на уроках изучения нового материала это обсуждение готового плана по достижению цели или решения учебной задачи. Предлагаю план ученикам и спрашиваю: «Согласны вы с этим планом или нет, и почему?»

Например, тема в 3-ем классе «Подача мяча в пионерболе».

План:

  • комплекс разминки;
  • задание «Мяч капитану» для отработки умения ловить и бросать;
  • передача мяча одной рукой от плеча без сетки (чтобы освоить способ броска);
  • подача мяча через сетку.
  • на уроках закрепления и повторения чаще использую приём – составление совместного плана решения учебной задачи: «Давайте вместе составим план работы для достижения цели урока», или «По какому плану будем действовать сегодня на уроке?».

Например, тема «Ведение, передача и бросок мяча с места»

План:

  • сначала проведём разминку (подготовим кисти рук, пальцы);
  • разделимся на команды и повторим ведение мяча по прямой;
  • повторим передачи мяча в командах;
  • выполним броски по кольцу

——

Например, тема «Лазание по канату и упражнения на бревне»

План:

1) выполним разминку под музыку;

2) разделимся на две команды;

3) будем выполнять упражнения на снарядах;

4) сыграем в игру (по выбору)…

  • есть ещё два приёма, но они более затратные по времени, поэтому их использую реже на уроках закрепления или повторения, а также на теоретических уроках. Это использование плана с недостающими или избыточными пунктами и работу с деформированным планом. В спортивном зале появилась доска, на которой можно написать либо прикрепить текст: «Посмотрите, я составила план. Всё ли верно?» Дети, начиная с 3-его класса, анализируют и расставляют пункты по местам.

Например, тема «Лазание по шведской стенке».

План:

  • Игра «Колдунчики»
  • Комплекс упражнений для осанки
  • Лазание по стенке

Дети видят ошибку и поправляют пункты: сначала комплекс, потом лазание, затем игра.

Составление плана действий ведёт к прогнозированию, когда ребёнок может оценить, насколько реально достичь цели, сколько времени займёт, и сколько потребуется на это сил.

Как правило, на уроке физической культуры первым пунктом составленного плана действий является разминка. Поэтому по её окончании следует обязательно вновь проговорить цель урока, на какой стадии её достижения находимся и свои действия вслух.

ƒ При формировании действий осуществлять контроль, коррекцию и оценку использую следующие формы организации работы учащихся:

  • при построении по кругу, наблюдая друг за другом, учащиеся контролируют себя и оценивают выполнение отдельных физических упражнений, по ходу вносят необходимые коррективы в способ действия;
  • в парах и группах предлагаю карточки с написанным заданием по изучаемой теме.

Например, тема урока «Гимнастический мост из положения лёжа на спине». Цель: повторить технику выполнения моста.

Задание:

– выполни упражнение «лодочка» 8 раз;

– выполни упражнение «лягушка» 4 раза;

– выполни «мост» 5 раз.

В карточке указаны возможные ошибки при выполнении «моста» и критерии оценки:

– неправильная постановка рук;

– недостаточное выпрямление рук и ног;

– опора на голову;

– фиксация менее 2 секунды.

При отсутствии ошибок – выполнил на «отлично», если допустил одну – выполнил на «хорошо»…

Выполняя работу по карточке, учащиеся сами анализируют свои действия, контролируют и оценивают правильность выполнения физического действия своих товарищей.

В 1-2-х классах, когда дети ещё медленно читают, применяю карточки с изображением упражнений.

 Указание просить учащихся проверять друг друга при аналогичных задачах помогает научиться проверять самого себя, наработать навыки  самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Регулярно предлагаю ориентироваться на рисунки и схемы, по которым дети могут сравнить свои действия с заданным эталоном. Даю задание: «Посмотри на изображение и найди ошибки в своём выполнении (выполнении у товарища)».
  • Во время игр и игровых упражнений детям необходимо контролировать себя и подстраивать своё поведение и игровые действия под принятые правила игры.

Кроме того, чтобы достичь игровой цели, им нужно выработать стратегию, оценить текущий результат, сопоставляя его с планом, придумывать новые тактические решения, если игровая ситуация изменилась.

По окончании любой игры активно использую приём «Совместное обсуждение». Предлагаю ребятам ответить на вопросы «Соблюдал ли ты все условия игры?», «Если нарушал правила, скажи почему?», «Поднимите руку те, кто честно играл?», «Как ты думаешь, кто из вашей команды принёс больше пользы для победы? И почему?». Если происходит конфликтная или спорная ситуация в ходе игры, то останавливаемся и совместно с детьми обсуждаем причины их возникновения, затем дети вносят коррективы в план своих действий.

Важно приучать детей осуществлять промежуточный контроль: проверять себя по ходу работы, задавая вопрос «правильно ли я всё делаю?» Если есть ошибки, вовремя скорректировать себя, направить на положительный результат.

Также важно формировать спокойное отношение к ошибкам, чтобы не появлялся страх совершить их. Без ошибок невозможно чему-то научиться.

Залог успеха – проверить себя и вовремя найти ошибки!

Этап контроля, самооценки, оценивание результатов товарищей завершает решение каждой учебной задачи, которых на уроке, как правило, несколько. Это позволяет учащимся определить: освоен ими или не освоен (и в какой степени) учебный материал.

m Саморегуляция или способность к волевому усилию позволяет сосредоточиться на цели урока. Важно, чтобы ребёнок мог сделать волевое усилие и сконцентрировать внимание, собраться и организоваться.

Для  формирования саморегуляции использую словесное подбадривание, игры с правилами, задания в установленные временные рамки (игра наперегонки с часами или «песочные часы»).

Например, формулировки типа «Молодец. Ты выполнил задание верно, но если ещё ближе подставишь руки к плечам, то упражнение будет выглядеть ещё лучше», «Ты неправильно поставил руки, внимательно посмотри на изображение и попробуй ещё раз. У тебя обязательно получится!». Такое положительное подкрепление в обучении гораздо эффективнее отрицательного.

Любая подвижная игра – это структурированное правилами тесное взаимодействие с другими участниками игрового процесса. Она требует от участников эмоциональной саморегуляции, поиска способов сотрудничества с другими игроками, разрешения конфликтных ситуаций, умения достойно проигрывать.

Большую часть программного материала в начальной школе по нашему предмету занимает раздел «Подвижные игры». В первом и втором классах – это преимущественно сюжетно-ролевые, в третьих-четвёртых – добавляются игры с элементами спортивных.

Остановлюсь на примерах игр, помогающих нарабатывать саморегуляцию:

– для концентрации внимания учащихся хорошо подходят «Паучок и мухи», «Совушка», «Море волнуется», где мотивация выиграть идёт для отработки сосредоточения и сопротивления импульсивным желаниям учащихся;

– блок игровых упражнений типа «Запрещённое движение», «Хлоп-топ», «Съедобное-несъедобное»…

– особо хочется отметить игру «Снежный ком» (на развитие оперативной памяти). Её можно проводить в конце урока на этапе рефлексии по заданной теме;

– упражнение «Минутка тишины».

Примерами заданий, где детям нужно уложиться в определённые рамки времени, могут быть:

– выполнить 5 бросков в корзину за одну минуту;

– в течение 7 минут выполнить работу на станции;

– выполнить максимально возможное количество прыжков через скакалку за 30 сек. и др.

Такие задания помогают ребёнку регулировать свой темп деятельности.

… Действие осуществлять рефлексию и самооценку, то есть подводить итог работы, формирую следующими приёмами.

  1. В силу специфики нашего предмета чаще всего применяю фронтальную рефлексию, устную, когда одновременно обращаюсь ко всему классу на предмет выполнения задания.
  2. В начале урока использую приём рефлЕксии настроения и эмоционального состояния: «Как чувствуете себя?», где поднятая рука вверх означает «хорошо», опущенная – «не очень комфортно, плохо»; в конце деятельности применяю «разноцветные кружочки или смайлики» и предлагаю: «Встаньте к тому смайлику, который соответствует настроению после урока», где красный означает – восторг, синий – грусть, зелёный – спокойствие… Иногда в конце урока называю упражнения, игры, которые использовались на уроке. Если детям понравилось, то они хлопают в ладоши, если не понравилось, то топают.
  3. Приём рефлексИи деятельности по итогу использую такой: предлагаю оценить свою работу на уроке, выбрав карточку с утверждениями «Старался, у меня всё получилось!», «Старался, но были ошибки», «У меня не получилось, но я буду стараться!» или «Как оцените свою игру? Предлагаю каждому вытянуть цветную полоску, соответствующую вашей самооценке: красного цвета «Играл(а) хорошо!», синего цвета «Играл(а) недостаточно хорошо!», зелёного цвета «Играл(а) слабо».
  4. РефлексИю по содержанию учебного материала провожу в основном на уроках открытия новых знаний, изучения нового.

1) Приём «Вопросы, требующие многовариантные ответы».

– что открыли для себя на уроке?

– чему научились на уроке?

– какое задание вам было сложно выполнять? И почему?

– что именно вызвало затруднения?

– что вы взяли с сегодняшнего урока?

Чем больше разных вопросов мы зададим, тем лучше ребёнок поймёт материал и оценит свои знания по этой теме.

2) Приём «Продолжи фразу» можно проводить с мячом. Бросаю мячик по очереди со словами, продолжи фразу:

  1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить …

3) Приём «Незаконченные предложения»:

– сегодня я выполнял следующие задания,

– у меня получалось хорошо…

– я встретился  с затруднением при выполнении…

– мне было необходимо научиться выполнять это задание, потому что…

На уроках теории, когда находимся в кабинете, использую приём «З-Х-У»

З – уже мы знаем Х – что хотим узнать У – что узнали, и что ещё осталось узнать
Содержание игры в лапту Правила игры Наказания за нарушения правил

Учить детей подводить итог нужно обязательно для осознания того, что произошло на уроке.

ВЫВОД

Процесс формирования универсальных учебных действий на нашем уроке сложный, зависит от многих факторов (сдвоенность классов, условия улицы и пр.). Поэтому каждому учителю приходится выявлять наиболее эффективные методы и приёмы, подходить творчески к решению этой задачи.

Определённый раздел программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет свой потенциал в формировании УУД. В одних темах может уделяться большее внимание формированию одних видов УУД, в других темах – на формирование других видов УУД.

Практика показывает, что при представленной мною организации учебной деятельности возможно формировать РУУД на наших уроках без особого ущерба к моторной плотности. При этом наблюдается положительная динамика в их развитии. Уже в 4-ом классе виден основной результат формирования РУУД, когда обучающиеся умеют организовать свою учебную деятельность. Важно всегда придерживаться основного принципа «регулярность – залог успеха!».

 

Используемые источники: