Формирование у младших школьников основ экологической грамотности

Формирование у младших школьников основ экологической грамотности

Formation of the basics of environmental literacy in primary school children

 

Скибо Наталья Владимировна

Skibo Natalia Vladimirovna

преподаватель  ГБПОУ ИО ЧПК, г. Черемхово

snv5828@mail.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня сформированности экологической грамотности у учеников 2-го класса общеобразовательной школы.   Представлен алгоритм количественной и качественной обработки материалов.

Annotation. The article presents the results of a study of the level of environmental literacy among students of the 2nd grade of secondary school. The algorithm of quantitative and qualitative processing of materials is presented.

Ключевые слова: Экологическая грамотность, диагностики, методы воспитания экологической грамотности, экологические акции.

Keyword: Environmental literacy, diagnostics, methods of education of environmental literacy, environmental actions.

Мы живем в бурно развивающемся мире, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня происходит проникновение экономики в природу, экологию, экосистему, и темпы этого вмешательства становятся критическими.

Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.

В настоящее время экологическая грамотность формируется на всех уровнях государственной образовательной системы, то есть во всех социальных институтах, чьей целью является образование человека, так как формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, зарождающийся в детстве и длящийся на протяжении всей жизни.

Актуальность проблемы обусловило цель работы: исследовать уровень экологической грамотности учащихся младших классов и определить направления работы по её формированию.

Для определения уровня сформированности экологической грамотности у учащихся использовали следующие диагностики:

– вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин;

– тест  «Основы экологии», составленный  на основе тестов А.А. Плешакова;

– анкета для определения отношения, к природе предложенные Л.П. Симоновой.

Исследование  провели с  обучающимися 2 класса. Количество участников 24 человека.

Таблица 1

Результаты анкетирования обучающихся

Вопросы Ответы Результаты (%)
1. Нравится ли тебе бывать в природе? 1. Нравится. 100
2.Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? 1. Слушать птиц, любоваться природой, гулять

2. Загорать, купаться

3. Играть в подвижные игры

4. Собирать ягоды, грибы

5. Рвать цветы.

40

100

98

64

68

4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие? 1. Не принимал участие

2. Делал с папой скворечник

3. Принимал участие в озеленении класса, школьного двора

0

32

0

5. Какие книги о природе ты читал? 1. Не люблю книги о природе

2. Читаю книги  о природе

40

32

 

Таблица 2

Результаты диагностического опросника, выявляющий сформированность умений, отношений к природе

 

Уровни Количество

Баллов

Расшифровка Результаты (%)
Низкий 0-9 Не проявляет желания, заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют 4

 

Средний 9-19 Не всегда способен анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение. 64
Высокий 20-28 Проявляет желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру 32

 

Таблица 3

Результаты тестового опроса на экологические знания

 

Уровни Количество

Баллов

Расшифровка Результаты (%)
Низкий 0-6 Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта. 16
Средний 7-11 Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира. 62
Высокий 12-15 Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ. 12

 

Таблица 4

Уровни экологической образованности обучающихся

Уровни Количество

баллов

Характеристика уровня Результаты (%)
Инициативо-творческий 3 уровень  экологической образованности предполагает, что учащиеся имеют глубокие и системные знания о природе, о взаимосвязях с ней, развиты экологические убеждения, широкий круг природоохранительных умений; понимают многообразную ценность природы; обладают проявляют устойчивый интерес, инициативу и творчество в природоохранительной деятельности 12
Знаниево-ориентированный уровень 1-2 определяется наличием у учащихся недостаточно систематичных и глубоких знаний, определённых экологических убеждений, некоторого арсенала природоохранительных умений. Учащиеся понимают ценность природы, но интерес неустойчивый, участвуют в природоохранительной деятельности, но недостаточно осознают её значимость 80
Прагматико-потребительский уровень 0 отличается низкой степенью осознания экологических проблем, отсутствием интереса. Учащиеся имеют поверхностные знания, проявляют потребительское отношение к природе. Низкий уровень познавательной активности, связанной с объектами природы; доминирует прагматический тип установок по отношению к природе 8

 

Исследования показали, что сформированность экологической грамотности обучающихся недостаточная. Учащиеся  имеют поверхностные знания в области экологии, но отношения к природе носят в большей степени прагматический характер. Природа их интересует, большинство учащихся высказывают желание  участвовать в практической экологической деятельности,  но пока мало кто в ней участвует.

Методы воспитания экологической грамотности у детей: 1. моделирования экологических связей; 2. решения экологических задач; 3.  экологические игры; 4. дискуссий; 5. экологического прогнозирования; 6.     экологического наблюдения;  7.  организации экологических выставок и иных мероприятий; 8. экскурсий; 9. знакомства с экологической моралью.

Для формирования у младших школьников экологической грамотности  необходимо использовать все методы, но на начальном этапе считаем, что акцент надо делать на два направления: организацию наблюдений за процессами, происходящими в природе и экологических акциях.

Еще  А. Я. Герд – один из основателей методической системы преподавания природоведения – отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, а никак не чтением статей.

Наблюдения позволяют, во-первых, сформировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мировоззрения, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе, материальности мира и единства природы. В-третьих, позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность.

Самое главное, что наблюдение с обучающимися можно проводить в любое время и в любом месте.

Привлечение учащихся к участию в экологических акциях. Они позволяют добиваться не механического запоминания правил поведения в природе, а трансформировать их; развивать положительное отношение к природе, желание беречь ее и заботится о ней; формировать активную жизненную позицию.

Организация наблюдений и экологические акции позволять комплексно использовать и остальные методические приемы по формированию экологической грамотности младших школьников.

Список источников:

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
  2. А В. Миронов. Экологическое воспитание младших школьников. Учебное пособие для СПО Москва Юрайт 2019 с 263(дата обращения 25.04.2020)
  3. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.
  4. О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (дата обращения: 24.01.2020).
  5. Понятие и принципы экологической грамотности [Электронный ресурс]. http://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html (дата обращения 20.02.2020)
  6. Формирование экологического воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html (дата обращения 16.02.2020)
  7. Цитаты из русской классики со словосочетанием «экологическая грамотность» [Электронный ресурс]. https://kartaslov.ru/цитаты-из-русской-классики/со-словосочетанием/экологическая%20грамотность (дата обращения 02.04.2020)
  8. Что такое экологическая грамотность? И как быть экологически грамотным? [Электронный ресурс]. https://yandex.ru/q/question/hw.nature (дата обращения 16.02.2020)
  9. Экологическая грамотность младших школьников [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/24/ekologicheskaya-gramotnost-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 25.01.2020)