Формирование здорового образа жизни при правильном питании

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №28 г. Тулуна»

ТЕМА  ДОКЛАДА: «Формирование здорового образа жизни при правильном питании»

Богданова Светлана Валерьевна

Место работы ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат №28 г. Тулуна»
Должность учитель СБО, ОБЖ, ИЗО
Электронная почта valerevna1969@list.ru

Введение: От того, что мы едим, как, когда и сколько, зависят основные жизненные функции организма и трудоспособность.

В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная – привести к функциональным расстройствам.

В эпоху научно-технического прогресса в связи с изменившимися условиями труда и быта возникла проблема предупреждения заболеваний, связанных с избыточным и нерациональным потреблением пищи и малоподвижным образом жизни или мышечной не нагруженностью (гиподинамией). Все чаще встречаются болезни, возникающие вследствие нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет и др.).

В связи с этим в настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма.

Рациональное использование пищевых продуктов каждым человеком, исключение переедания и недоедания, поможет многим укрепить здоровье.

Рациональное питание является необъемлемым компонентом здорового образа жизни. Правильное питание представляет не только биологическую, но и социально-экономическую и даже политическую проблему.

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости.

            Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.

Правильное питание, с учетом условий жизни, труда и быта, обеспечивает постоянство внутренней среды организма человека, деятельность различных органов и систем и, таким образом, является непременным условием хорошего здоровья, гармонического развития, высокой работоспособности.

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ?

       Только  от правильного ре­жима питания зависит умственная и физическая работоспособность человека, нормальное развитие организма.

Под правильным режимом питания следует пони­мать не только количество продуктов питания, которые должен употреблять человек, но и качество приготовле­ния пищи, достаточное содержание в ней необходимых для организма человека питательных веществ, разум­ное распределение еды в течение дня (т.е. соблюдение определенных промежутков между приемами пищи).

Режим питания — это когда и в ка­кой обстановке происходит прием пищи, как она распре­делена в течение дня. Можно  ли для всех предусмотреть единый режим питания? Конечно, нет. Но нужно помнить всем: принимать пищу же­лательно в определенные часы (при­мерно через 3-3,5 часа).

                                               Правила питания:

  • Питайся разнообразной пищей (получаем необходимое количество полезных веществ);
  • Ешь не спеша, хорошо разжёвывая пищу ( смешивается со слюной, следовательно полностью переварится в желудке);
  • Промежутки между приёмами пищи 3-4 часа (желательно в одно и тоже время);
  • Мой руки перед едой и полощи рот после еды;
  • Сервируй стол (не ешь с кастрюли и сковороды);
  • Соблюдай правила культуры за столом (не торопись).

Формирования культуры питания на уроках социально-бытовой ориентировки.

     

        Программный курс социально-бытовой ориентировки включает раздел «Питание», который предлагается к изучению с 5 по 9 классы и вызывает непроизвольный интерес у учеников.

        При изучении данной темы курса социально-бытовой ориентировки педагог ставит перед собой ряд задач:

  • обучение детей знаниям об основах здорового питания;
  • формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания, обеспечение обучающихся информацией об организации правильного питания;
  • формирование представления о традиционной кулинарии, её роли и значении для сохранения здоровья;
  • профилактика поведенческих рисков здоровью детей, связанных с нерациональным питанием.

        Культура питания — это сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей (сервировка).

     В условиях недостаточной грамотности обучающихся уроки СБО  приобретают огромное воспитательное значение, так как позволяет сформировать у ребёнка оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.

        На уроках социально-бытовой ориентировки в 9 классе формирование основ культуры питания предполагает знакомство школьника с народными традициями и обычаями, народной кухней и рассматривается и используется как элемент патриотического воспитания.

Школьники  учатся различить полезные и вредные продукты, на оптимальном уровне осуществляют грамотный потребительский выбор.

Список использованной литературы

  1. А.Г. Сушанский, В.Г. Лифляндский. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. СПб.: «Издательский Дом “Нева”»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,2007.
  2. Рольф Унзорг. Энциклопедия здоровья. Здоровое питание. М.: «Кристина и Ко», 2008.
  3. Н.Ф. Сорока. Питание и здоровье. Минск, 2008.
  4. В.И. Гарбузов. Человек, жизнь, здоровье. СПб., 2009.
  5. Биология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учереждений. Под редакцией А.Г.Драгамило, Р.Д.Маш,2005.

 

 

Тулун 2017г