Габитова Т. Ю. Применение технологии сотрудничества для профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Повар»

Применение технологии сотрудничества для профессионального обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Повар»

Application of the cooperation technology for vocational training of children with disabilities on the profession of «Cook»

 

Габитова Татьяна Юрьевна

Gabitova Tatiana Yurievna

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

gabitova_6619@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается потенциал применения технологии сотрудничества как коррекционно-педагогической стратегии преподавания. Делается вывод о том, что данная технология по сравнению с традиционным методом обучения имеет ряд преимуществ, в последующем влияющих на успешную социализацию выпускников.

Annotation. In the article the opportunities of use of the cooperation technology as correctional and pedagogical strategy of teaching is considered. The conclusion was made that this technology in comparison with the traditional method of training has a number of advantages, which, in its turn, influences successful socialization of graduates.

Ключевые слова: технология сотрудничества, технология гуманистического направления, личностно-ориентированный подход, профессиональное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, профессия «Повар».

Keywords: cooperation technology, technology of humanistic direction, personality-oriented approach, vocational education for children with disabilities, profession of «Cook».

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность профессионального образования для каждого человека. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. [1]

Технология сотрудничества представляет собой образовательную технологию гуманистического направления, признанную одной из лучших в педагогической практике. Суть ее заключается во взаимодействии участников небольшой группы.

Профессор Е. С. Полат, автор технологий личностно-ориентированного подхода, отмечает эффективность обучения в сотрудничестве, объясняя это тем, что создаются условия для активной совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях [2]. Значительно лучше усваивается информация. Более слабые ученики, часто стесняясь того, что им бывает непонятен материал, боятся задавать вопросы преподавателю, однако в малой группе сверстников им сделать это значительно проще. И, напротив, более сильные ученики в такой ситуации лучше понимают суть поставленного вопроса, проверяя и закрепляя свои знания, помогая товарищам. Не менее важным результатом такой работы является сплоченность учеников, направленная на благополучный исход дела всей группы.

При использовании данной технологии решается несколько педагогических задач:

  • образовательная;
  • развивающая;
  • воспитательная.

Это метод обучения позволяет поставить в центр внимания, прежде всего, ученика и его потребности и ориентироваться не на сравнение результатов обучающихся, не на успех в условиях конкуренции, а на взаимную поддержку, совместное достижение целей, поиск компромиссных решений, всевозможное сотрудничество и учителя, и учащихся.

О. А. Савина справедливо отмечает, что технология сотрудничества носит общепедагогический характер и поэтому может применяться очень широко – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей.  [3]

Профессия «Повар» требует развития многочисленных навыков, таких как умение концентрировать внимание, чувствительность к запахам и вкусам, а также способность работать в команде. И этот метод как нельзя лучше отвечает всем критериям успешного преподавания, позволяя смоделировать реальные ситуации профессиональной деятельности.

Проведение урока организуется поэтапно, на каждом из которых дети все более углубленно вникают в тему урока и более полно, четко и ясно понимают ее актуальность, поставленную цель и связанные с ней задачи.

В ходе занятия активно используются опорные конспекты, в виде графического изображения: физических формул, кратких выводов, поясняющих рисунков, символов, схем, графиков и так далее, которые обеспечивают легкость усвоения материала, поскольку знаниям в данном случае характерна систематичность, ясность и логичность.

Ключевым является выполнение самостоятельной работы, состоящей из организационного момента – обсуждение плана и распределения ролей (обязанностей) внутри группы, и практической деятельности – следования четкой технологии приготовления того или иного блюда. Именно эти элементы занятия активизируют детей всей группы к действиям и повышают их способность к обучению.

Заключительная часть урока проходит по классической схеме, включающей подведение итогов занятия, где ученики анализируют свою деятельность и разбирают ошибки и способы их устранения.

Практика применения всех этих инструментов и методов в педагогической деятельности показала эффективность технологии сотрудничества в условиях работы с детьми с ОВЗ.

В результате проведения урока решавшиеся задачи были реализованы. Обучающиеся показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

В ходе применения данной технологии наметились такие положительные результаты, как формирование уверенности учеников в себе и способности к самореализации. Детям с ОВЗ значительно сложнее социализироваться ввиду их проблем со здоровьем, поэтому к ним нужен особый подход. Применение технологии сотрудничества в профессиональном образовании позволяет наиболее мягко, постепенно и последовательно ввести учеников в процесс группового обучения, вырабатывая устойчивые знания, и, в конечном итоге, успешно интегрировать в социум, решая тем самым более высокие задачи не только человека, но и государства в целом.

Таким образом, была выбрана наиболее действенная форма взаимодействия преподавателя и учеников и создана основа для дальнейшей успешной работы в наиболее комфортном для обучающихся формате.

Библиографический список:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2017 № 473-ФЗ) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1).
  2. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Савина О. А. Технология сотрудничества на современном уроке. URL: http:// .