Галлямова В. М. Диагностика эффективности организации учебного процесса при изучении математики в условиях образовательного пространства Международного детского центра «Артек»

Диагностика эффективности организации учебного процесса при изучении математики в условиях образовательного пространства Международного детского центра «Артек»
Diagnosis of the Effectiveness of the Educational Process in the Study of Mathematics in the Educational Process of International Children Centre «Artek»
Галлямова Василя Мунировна
Gallyamova Vasilya Munirovna
Учитель СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек»,
г. Ялта, пгт. Гурзуф
him06.58@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности изучения алгебры и геометрии в условиях детского лагеря на примере СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» при работе со сменным контингентом школьников. В работе обобщен собранный в течение года материал по диа-гностике степени усвоения новых тем по математике в 7-х классах. 
Annotation. The article considers the features of studying algebra and geometry in a chil-dren’s camp on the example of the SS FSBEI «ICC «Artek» working with changeable contingent of students. The paper summarizes the material collected during the year for the diagnosis of the de-gree of assimilation of new topics in mathematics in the seventh grade.
Ключевые слова: «МДЦ «Артек»», диагностика, вводное тестирование, текущее те-стирование, уроки алгебры, уроки геометрии
Keywords: ICC «Artek», diagnosis, introductory testing, current testing, algebra lessons, geometry lessons.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Междуна-родный детский центр «Артек» – самый большой детский лагерь в мире. Это нетиповое дет-ское учреждение, созданное для осуществления образовательных, социальных и культурных функций. В лагере отдыхают дети из различных областей, краев и республик России, а также школьники из ближнего и дальнего зарубежья. Бесплатную путевку школьники могут получить как поощрение за высокие достижения,
В течение смены во время учебного года школьники учатся в школе «МДЦ «Артек»». Уроки математики в школе проводятся в классно-урочной форме парами, что позволяет по-гружать ученика в предметную область и экономить время при изучении темы. Дети учатся по различным программам и учебникам. В связи с этим наблюдается большое расхождение изучаемых тем и уровень владения учебным материалом. Это накладывает особые требова-ния к организации учебного процесса в условиях ограниченного количества часов на изуче-ние математики при отсутствии домашних заданий. Возникает проблема, как учить и кон-тролировать уровень усвоения материала в данных условиях. 
Мы в школе предлагаем учащимся проработку текущих тем курса математики в соот-ветствии с программой СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек». Детям же, у которых кардинально от-личаются текущие темы курса дается возможность изучать материал по индивидуальной образовательной траектории, что предполагает увеличение доли самостоятельной деятельности учащихся на занятиях, в том числе «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации». [6] 
Для успешной организации учебного процесса необходимо в течение кратчайшего времени определить базовую подготовленность школьников к изучению нового материала, а также диагностировать и корректировать процесс усвоения изученного. Лучшим инструментом для этого служит тест. Он позволяет не только проверить уровень понимания материала, но и своевременно осуществлять коррекцию пробелов обучающихся. При этом исключается субъективность оценивания, т.к. «… тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого». [5]   
На первом занятии мы проводим краткое вводное тестирование, ориентированное на базовый уровень усвоения материала по изученной теме. Для тестирования по алгебре в седьмых классах используем «Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА» Л. П. Донец. Материал разделен по уровню сложности: базовый, повышенный, высокий. Тесты сконструированы в формате, близком к формату итоговой аттестации и могут быть исполь-зованы и для самостоятельной работы учащихся при закреплении текущего учебного мате-риала.  «Каждую тестовую работу можно использовать как материал для организации теку-щего оперативного контроля». [2]   
В связи с ограниченностью количества часов мы предлагаем учащимся задания базо-вого уровня. Учащимся с высоким уровнем владения материалом предоставляется возмож-ность выполнить и задания более высокого уровня сложности. 
При изучении новых тем обучающиеся получают задания на закрепление новых уме-ний и навыков. Сначала отрабатываются умения фронтально, а потом в ходе парной, групповой работы. После закрепления блока темы дается проверочная работа. Усвоение текущего материала по изученной теме контролируем по тематическим тестам Л. П. Донец. Ведь «диагностическая функция вытекает из самой сущности текущего контроля, нацеленного на выявление пробелов в подготовке учащихся и принятие по результатам диагностики некоторых правленческих решений, необходимых для совершенствования учебного процесса». [5]   Сравнение результатов вводного и текущего тестирования показало, что средний балл текущего контроля обычно выше. 
В седьмом классе начинается систематизированное изучение геометрии. «Цель со-держания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и ло-гическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера». [6] При тестировании изучаемого материала по геометрии при сравнении вводного и текущего тестирования также результаты текущего тестирования обычно выше, чем вводного.
Майоров А. Н. пишет, что «в широком же смысле – тестирование – это любое испы-тание с целью выявления и измерения любых достижений». [3] В курсе геометрии основное внимание уделяется освоению теоретического материала и решению задач. Но, обучающиеся должны овладеть и практическими навыками, ориентированными на работу с геометрическими инструментами, т. е. на построения. Процент таких заданий существенно ниже. И в связи с этим средние баллы при выполнении заданий на построение высот, медиан, биссектрис оказались ниже, чем результаты вводного теста. Задания на построение треугольников также у части классов ниже. Хотя они выше, чем были в первом полугодии.
С одной стороны, это говорит о том, что учащимся труднее даются задания, где тре-буется практическое осуществление спланированных этапов деятельности. С другой сторо-ны, уменьшение разности показателей вводного теста и средних отметок за построения в первом полугодии и в последней четверти учебного года показывает рост этих умений и навыков в течение года.
Материальная база Артека позволяет детям познакомиться в течение смены с новыми видами деятельности, новым оборудованием, усилить практическую направленность уроков математики. На уроках не всегда используется традиционное оборудование. В частности, на уроках математики применяются конструкторы LEGO, поэтому возникает вопрос насколько оправдано включение этих новых видов деятельности в учебный процесс. «С помощью кон-троля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаи-мосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, срав-нить работу различных преподавателей, оценить достижения ученика и выявить пробелы в его знаниях».  [5] Например, использование Lego Mindstorms EV3 на этапе обобщения и си-стематизации тем курса геометрии показало, что уменьшение времени на решение задач приводит к незначительному снижению уровня разности результатов вводного и текущего тестирований по сравнению с группой, где данное оборудование не использовалось. [1] Но при этом, показатели цветового теста Люшера [4] свидетельствуют о более благоприятном эмоциональном фоне этих уроков, что в первую очередь связано с тем, что большинство учащихся не встречались на практике с робототехникой и получили опыт новой деятельно-сти. Так как снижение показателей незначительное, мы считаем, что использование нового оборудования на уроках математики в условиях лагеря себя оправдывает.
Таким образом, диагностика исходного уровня ЗУН учащихся и систематический контроль усвоения материала даже в условиях короткой лагерной смены позволяет более объективно оценить результаты деятельности как учащихся, так и самого педагога.
Библиографический список:
1. Галлямова, В. М. Некоторые аспекты внедрения основ программирования в среде Mindstorms EV3 в учебный процесс в условиях образовательного пространства детского ла-геря на примере «Международного детского центра «Артек» // Молодежь. Образование. Общество: мат – лы Междунар. НПК (Иркутск, 02 мая, 2017 г.) / под ред. канд. экон. наук, доцента Е.В. Барашевой. – Иркутск: Изд – во ООО «СИДПО», 2017. – Т. 1. – 136 с. 
2. Донец, Л. П. Алгебра. 7 – ой класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ авт. – сост. Л. П. Донец. – Ярославль: Академия развития, 2012 – 128 с.
3. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. — М.: «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
4. Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00377.htm (дата обращения: 28.04.2017).
5. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б.  Челышкова. — М: Логос, 2002. — 432 с.
6. “Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование” (Москва, Министерство об-разования Российской Федерации, 2004). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/261/39261 (дата обращения: 06.05.2018).